Роль Абая в развитии духовной культуры на примере Слов Назидания - лучшее сочинение

В своих прозаических назиданиях Абай как бы расшифровывает тот глубокий философский смысл, который заложен в его стихах. По характеру и объему “Слова” Абая не однородны, не одинаковы. В “Словах” он с презрением говорит о биях и волостных правителях, унижающих народ. “Кто примет мудрый совет? Кто будет слушать наставления? Ни бий, ни волостной старшина меня не услышат…-

В их головах свои заботы: не провиниться перед начальством, не пустить в аул всяких смутьянов”. “Уважать ли мне бия и волостного старшину? - напишет он в “Двадцать втором слове”. - Нет справедливых правителей. А волостные старшины, купившие свои места, не заслуживают уважения к себе”. Абай не только не покорялся перед властями, но и всячески осуждал их мошеннические проделки и злодеяния, сеявшие сплетни, обман и ложь, разжигающие ссоры и дрязги, развивавшие подкуп, взяточничество, воровство и подхалимство.

Абай придавал большое значение образованию и науке. Он корит родителей, которые могут учить своих детей, но не учат, попусту растрачивая свои богатства. “Я не видел еще такого человека, который подлостью нажил свое состояние, нашел бы потом достойное ему применение”. Такая резкая критика заканчивается следующими словами: “Без науки “нет благ ни на том, ни на сем свете”.

Воспитание в детях положительных человеческих качеств Абай также связывает с наукой и образованием. Его последние фразы “Слова” заканчивается так: “Тот, у кого больше справедливости, знаний и любви, - тот мудрец, тот ученый, тот властелин мира”.

Мысли о воспитании детей, их образовании, постоянно волнуют Абая-наставника. Они разбросаны практически во всех его “Словах”. “Нужно создавать школы, - писал он в “Сорок первом слове”, - нужно, чтобы учились все, даже девочки.

И тогда, когда вырастет молодежь, а состарившиеся родители перестанут вмешиваться в дела своих детей, возможно, тогда казахи исправятся”. Абай-просветитель искренне верил в силу воспитания и каждый раз требовал от своих слушателей, чтобы те исправляли как собственные недостатки, так и недостатки своих потомков.

В беспощадной критике за справедливость, с целью преодоления любых отрицательных свойств человеческого нрава и просвещения Абай видел одну из главных своих задач.

Сочинения по зарубежной литературе

Комментарии закрыты.