Путь к правде и добру «совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство» - лучшее сочинение

Роман Дудинцева «Белые одежды» обращается к трагическому эпизоду в истории нашего общества. Речь идет о кровавой эпохе сталинизма, одной из жертв которой стала генетика и люди, служившие ей верой и правдой. Они и являются главными героями книги. Сам автор идею своей книги выразил так: «Ведь невозможно спокойно видеть тех, кто умеет совлечь с одержимого большим делом человека его сияющие одежды, кто залезает в них сам и щеголяет, обманывая других своей заимствованной привлекательностью и громкими словами. Здесь целый мир сложностей. В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла. Или, как сказал один мой читатель, создать инструментарий добра».

Роман «Белые одежды» — это мужественный шаг писателя на пути восстановления исторической правды. Суровая оценка сталинского террора, данная писателем, позволяет нам, читателям, ощутить масштабы не только научных, хозяйственных, но и человеческих потерь. Пристальный взгляд Дудинцева на наше прошлое заставляет серьезно задуматься и о настоящем. «Счастье искать нельзя. Обреченное дело! Кто ищет, тот, естественно, старается для себя. А это усилия второго сорта. Счастье таких усилий не любит, обходит.

…Мир нам дан такой, какой он есть. Ни прибавить, ни убавить. А счастья в нем нет. Не заблуждайся и не колеси зря в поисках. И не думай, и не мысли. Счастье в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать ближних… Прольешь кровь, переплывешь моря страданий… Вылезешь на берег еле живой… Тут счастье само тебя найдет, не помышлявшего о нем. Будет стелиться перед тобой. И никогда не надоест… Счастье еще свободно выбирает достойного ». Эти слова принадлежат одному из героев романа Василию Степановичу Цвяху. В них заключена ориентация на бескомпромиссный нравственный выбор — необходимость бороться со злом во имя добра. Писатель верит в торжество высокой правды и истинного счастья, выстраданного дорогой ценой.

Добро и Зло — вот вечные противоборствующие силы жизни. Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло. Федор Иванович Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: «Смотрите! Это же чудеса! Открытие! Добро хочет ближнему приятных переживаний, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, а зло — чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под величайшее добро…». Федор Иванови ч считает, что право свободного нравственного выбора должно оставаться за человеком. Но человеческое «я» не должно деформироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.

Силы зла в романе Дудинцева представляют герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни единолично. Их немало. Фигура «народного академика» Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязание на абсолютную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его жестокость и невежество неуязвимы. Автор исследует причины этой неуязвимости: «Касьяна вашего к нам заслал не царь, — говорит полковник Свешников Дежкину,— не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирался, мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в путь — изучать, о чем все кричат. Так что прилетел он из собственной бесконечности…».

Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет «народной непосредственностью», которая была в то время «удобной ширмой для карьеры» и произвола. Ею прикрывается не только Рядно. Не зря полковник Свешников ставит в один ряд с Рядно генерала Ассикритова: «И Касьян, и Коля мой прилетели к нам из своего собственного пространства, переполненного завистью. Завистью и мечтой о власти… Должность, авторитет, пост… капитанская рубка, командирский мостик… Эти люди всегда правы». Сатирическими красками нарисована фигура ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака. Хищник по натуре, он надевает на себя маску наивности.

Доносчик Краснов, как и Саул, маскирует свое зло благими намерениями. «И этот злой умысел так и переходит без изменений из столет
ия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность». Писатель не может спокойно жить, видя, как люди, подобные его героям: Рядно, Брузжаку, Ассикрипову, Краснову — «щеголяют, обманывая других, своей заимствованной привлекательностью и громкими словами». Дудинцев срывает с них маски, и тем самым учит читателя распознавать зло, бороться с ним. Лысенковщина нанесла удар не только земледелию, животноводству, экономике страны. Она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, страха привели наше общество к моральной деградации.

Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, потребительства, корысти. Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены, или изгнаны. В. Дудинцев, обращаясь к критическим моментам нашей истории, заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека. Для любимых героев Дудинцева характерно умение сохранить в себе высокую духовность независимо от ударов, которые наносит им судьба. Для Стригалева и Дежкина, для Цвяха и Лены Блажко жизнь складывается так, что страдания становятся для них необходимым условием существования добра. Они выстрадали научное открытие нового морозоустойчивого сорта картофеля, оставаясь верными своим нравственным принципам. Они утверждают добро дорогой ценой — ценой страдания: «Картошка! Гибрид! Пища! Это же не минута простого насыщения. Концентрат пережитого. Вкус мечты». Зло еще является самостоятельной субстанцией, и потому страдание, пока существует зло, будет всегда атрибутом добра. В философских обобщениях о добре и зле проступает подлинная человечность автора «Белых одежд».

Дудинцев — мастер притч-метафор. В них находят выражение его философские обобщения. Метафоры «спящая почка», «честный пионер», «парашютист», «песочные часы» помогают распознать добро и зло. В «песочных часах» воплощается идея романа, «это графическое изображение нашего сознания — как оно относится к окружающему миру. Верхний конус, который уходит в бесконечность, все время расширяется, это вселенная, мир, вмещающий все… а нижний конус, который тоже уходит в бесконечность, у которого нет дна, это я…

Пока не научились записывать наши мысли и чувства,.. до тех пор может жить и действовать неизвестный добрый человек, скрывающийся в тени, готовый биться против ухищрений зла… Самонаблюдение злого человека не интересует. Его жизнь во внешнем конусе, среди вещей. За ними он охотится. Ему нужно все время быть во внешнем пространстве, хватать у людей из-под носа блага и показывать всем, что он добряк, благородный жертвователь. И вся эта маскировка может быть хорошо видна добру, которое научилось видеть. Добро, постигшее эту разницу, будет находиться в выгодном положении. Это сверхмогучая сила». Так определяет образ бытия Федор Иванович Дежкин. Он убежден в том, что если человек изменяет своей совести, жизненным принципам под давлением внешних обстоятельств, то он не в силах сохранить нравственную чистоту, и тогда зло в человеке побеждает. Как же сохранить душу? Как оставить незатемненным ее свет, указывающий путь к правде и добру?

Дудинцев доказывает, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру, и добро, и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека. Те люди, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды. «Белые одежды» — это свет их чистых душ. Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество «белыми одеждами» с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы. Анализ пути героев Дудинцева к правде вооружает нас инструментарием добра. Таким инструментарием могут быть энергия ума, спокойная совесть, неудовлетворенность собой, умение принимать чужую боль и сострадать. Автор убеждает читателей: человек должен знать, что есть добро и зло- учит верить в торжество добра и бороться со злом. А по пути добра и правды должен пройти каждый из нас.

Сочинения по современной литературе

Комментарии закрыты.