«Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» По роману Толстого «Война и мир» - лучшее сочинение

Сегодня остро стоит вопрос о нравственном совершенствовании человека. Это проблема, мне кажется, назрела уже давно. Но как ее решить? Я думаю, что помочь в этом способна именно литература. Именно наша классика.

Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой — это лишь немногие из тех, кто на страницах своих произведений затрагивает вечные темы: жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть- размышляет о нравственном совершенствовании. Их герои мучительно пытаются понять, в чем смысл человеческой жизни. И, преодолевая тяжелые испытания, приходят каждый к своему пониманию. Но конечная их цель — это идеал, и путь к нему лежит через нравственное самосовершенствование.

Одним из таких персонажей является Пьер Безухов, герой романа эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Когда мы впервые видим его в салоне Анны Павловны Шерер, то понимаем, что перед нами совершенно безвольный человек, в жизни которого нет цели. Далее мы наблюдаем, как он идет к «полному внутреннему опустошению»- «в московских гостиных он приходит к ощущению своего одиночества». Он пытается спастись от жизни вином, развлечениями, женщинами, но безуспешно. Безухов, богатый наследник, горько оплакивает «себя и свои надежды на разумную и полезную деятельность». Он страдает, ищет новую дорогу в жизни, верит в торжество высшей правды на земле, но все темно и непонятно.

В тяжелом нравственно-психологическом состоянии застаем мы Пьера после дуэли с Долоховым на станции в Торжке. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить? Что такое жизнь, что смерть?» — эти вопросы задает себе герой, но ответы на них он найдет позже. На протяжении романа мы видим, как изменяется Пьер: постепенно им овладевают мысли о сущности человеческой жизни.

Но всякий раз им движет усилие к постижению этого смысла. Нелегок путь нравственного самосовершенствования! Пьер неоднократно переживает духовный кризис, и всякий раз благодаря усилиям воли он выходит из него. Например, помогает Безухову Баздеев, ставя перед ним нелегкую задачу «приобщения к высшей мудрости и истине». И молодой человек понимает, что в душе каждого «вложен свет божий, называемый совестью».

Пьер изменяется внутренне. Он оказывается среди членов массонского ордена, но понимает, что не может ограничиться только задачами «погружения в себя». Его цель — « противодействовать злу, царствующему в мире.

Следующая ступенька в нравственном росте Безухова — война  1812 года. В оставленной Москве Пьер радуется тому, что рушится «привычный и благополучный, позорный и бессмысленный строй барской жизни». Приближающаяся катастрофа волнует героя: она должна вывести его из «заколдованного, ничтожного мира», обратить к «великому подвигу и великому счастью».

Оказавшись среди солдат, переживая вместе с ними страх смерти, боль поражения и радость победы, Пьер приходит к совершенно новому пониманию жизни: «высшее удовольствие безраздельно слиться с миллионами капель людского крестьянского моря. Безухов приходит «к согласию с собой». Хотя впереди у него еще длинный путь…Встреча с Платоном Каратаевым спасает Пьера от мрачного отчаяния. Платон «оживил» молодого человека, вернул ему веру в то, что сущностью настоящей жизни является любовь.

Пройдя через многие перипетии, Пьер понимает, что человек «сотворен для счастья», а «счастье в нем самом». Но чтобы прийти к пониманию этого, обрести счастье в семейной жизни с Наташей и постичь смысл человеческого существования, герой совершает постоянные усилия над собой, и только это помогает ему двигаться дальше.

Жизнь — это постоянное усилие, готовность к преодолению трудностей, стремление к тому идеалу, который показывают нам в своих произведениях великие классики нашей родной литературы.

Сочинения по литературе

Комментарии закрыты.