Тема природы в лирике Игоря Северянина - лучшее сочинение

Поиск новых лирических форм, художественное двоемирие, смена броских масок, ролей, поз – характерные особенности творческого самоутверждения поэтов «серебряного века». Вспомним хотя бы загадочный облик «сатанессы» Зинаиды Гиппиус с ее ожерельем из «обручальных колец поклонников», «желтую кофту фата» Владимира Маяковского. И вот перед нами Игорь Северянин, создавший свой беспроигрышный имидж излюбленного временем «мистика» в длинном черном сюртуке, с бледным лицом и отрешенным взглядом.

Однако так ли однозначен лирический герой этого поэта? Насколько северянинские образы, переживания истины, искренни и насколько наиграны, искусственны? Попытаемся найти ответы на поставленные вопросы через обращение к теме природы в творчестве Северянина.

Сознание северянинского героя присутствует одновременно в нескольких «мирах». Первый такой пласт существования лирического «я» поэта – внешний, поверхностный, формальный. Это мир сытости и пошлости, мир светского салона, ресторана, дамского клуба, «томного журфикса» («Барбарисовая поэза», «В ресторане», «Диссона», «Увертюра»).

Наряду с миром обыденности, в котором все ненастоящее, а бутафорское, антуражное, в сознании поэта существует и другой мир – природный. И именно он является настоящим и представляет подлинную ценность. Это среда, в которой происходит раскрепощение лирического героя: он как бы сбрасывает маскарадную мишуру салона и предстает перед читателем в истинном виде. Здесь напрашивается сравнение с человеком, вернувшимся с бала домой. Вообще, скрытая параллель природа – дом, тема естественного существования постоянно (хотя и незаметно) присутствуют в стихах Северянина: «В моей стране – столица Виноград…-»

Над горными кудрявыми лесами,

Поработив счастливые места,

Две королевы – страсть и красота –

Воздвигли трон и развернули знамя.

(«Виноград»)

Здесь эта тема развита широко: природа выступает как идеальная страна, королевство красоты. Перед нами уже не кричащие, нарочито броские, а тонкие поэтические образы, не пестрый калейдоскоп, хаос, а стройность и гармония.

В другом стихотворении – «Всепреемлемость»– возникает очень близкая параллель: природа – родина. Герой говорит о себе: «Я, слившийся с природой рано…-», – и продолжает:

Любя эксцессные ликеры

И разбираясь в них легко,

Люблю зеленые просторы,

Дающие мне молоко.

В этом проявляется извечная северянинская двойственность: с одной стороны эстет, изощренный гурман- с другой – дитя природы, «естественный человек», натура простая и непосредственная.

Похожий образ – и в стихотворении «Девушка безымянная», в котором заключен своеобразный идеал поэта, его точка зрения на то, каким должен быть человек:

Она живет в глухом лесу,

Его зовя зеленым храмом…-

Ее друзья – два зайца, лось

И чернобурая лисица…-

И умывается в ручье,

Ест только хлеб, пьет только воду

И с легкой тканью на плече

Вседневно празднует свободу.

Таким образом, идеальный человек Северянина – непосредственный, свободный, простой, живущий в согласии с природой. Этот человек красив естественной красотой. Не случайно поэт в качестве эталона выбирает девушку, называя ее «земным божеством». В обоих стихотворениях также создается образ природы – матери, природы питающей – как источник вдохновения и творческих сил.

Следует также отметить присущую северянинскому мироощущению идею круговорота, взаимной наполняемости поэта и природы: природа вдохновляет поэта, наполняет его духовной энергией – в свою очередь, поэт отдает дань природе в виде прославления, воспевания ее красоты. Например, любуясь маленькой горной речкой, лирический герой восклицает:

Она бурлит, – я пламенею,

В ней славословя красоту!

Подобное отношение к природе можно сравнить с лирикой Мирры Лохвицкой – любимой поэтессы Северянина, о которой он сам же писал, что ее стихи «веят запахом полей» («Лира Лохвицкой»).

В северянинских стихотворениях, связанных с темой природы, привлекает еще и такая мысль: природа изолирована от общества, это особая замкнутая и самодостаточная система, куда не проникает шум общественных страстей:

Где ходит море синим шагом

То к берегу, то к островам,

Нет плаца бешеным ватагам,

Нет фразы взбалмошным словам.

Где в зелень берегов одета

Златисто-карая река,

Здесь нет ни одного «кадета»,

Ни одного большевика.

(«Вне политики»)

В природе все естественно и закономерно, она существует по своим, боле

Сочинения по литературе

Комментарии закрыты.