Тема человека и стихии в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» - лучшее сочинение

В раскрытии содержания поэмы «Медный всадник» играет важную роль природная стихия, в частности, наводнение - самое разбушевавшееся явление стихии, что уже хорошо изучено в нескольких статьях. Четыре элемента природной стихии (вода, земля, воздух и огонь) символизируют примитивные силы и энергию, которые существуют в мире природы и внутри человека.

В поэме эти элементы с их многообразными формами эффективно изображены в каждом из ключевых сюжетных эпизодов, и выражают различные явления стихийных сил. В мире «Медного Всадника» сообщаются стихийные силы по природным элементам и героям, отсюда происходят явления и события.

Вспомним несколько сцен из поэмы. При первых появлениях обоих героев Петра I и Евгения - каждая фигура дана в соотношении с природной стихией: в начале, во вступлении Петр I думает о великом плане будущей столицы, слыша шум пустынных волн и ветров- появление Евгения сопровождает штормовая погода, как будто буря предварительно извещает его о трагичности жизни.

Общность с природной стихией, которая также характерна для образа поэта в стихотворениях Пушкина, показывает неординарность героев и иногда указывает на их автобиографичность. природная стихия одушевляет этих необычных персонажей жизненной силой и приводит их к осуществлению своей мечты и назначения.

Обратимся к кульминации поэмы, в которой метафоры природной стихии прекрасно используются при столкновении Евгения и Медного Всадника, когда Евгений одержим мятежной стихией, с ним происходит превращение: как бы «по сердцу пламень пробежал, вскипела кровь».

В этот момент и Медный всадник возгорается гневом, как будто взрыв душевной стихии первого героя воспламеняет и оживляет второго. Далее, следует отметить, что чрезвычайное проявление стихийности выражается через сравнения героев с образом дикого зверя. Евгения и Петр I сближаются на этой основе: гигантская державная сила Петра I внутренне связывается с неукротимостью вылетающего коня-зверя- потерявший рассудок Евгений становится полузвериным существом: «ни зверь, ни человек». Их стихийные характеры - это сродное явление наводнению и буре, которые также наделены звериными чертами.

В «Медном всаднике» скрыто присутствует авторская ассоциация бунта и эпидемии с образом зверя. Эта ассоциация установилась у Пушкина под влиянием двух пережитых им событий: путешествие по Кавказу в 1829 году и холерных бунтов в начале 1830-х годов. Анализ этой подспудной ассоциации не только обнаруживает, что в нескольких сценах поэмы лежат факты из личной биографии Пушкина, но и дает нам ключ к разрешению многослойного строения исторических эпох, глубоко заложенного в художественный мир поэмы.

Сочинения по литературе

Комментарии закрыты.