«Общественное значение писателя в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы» По повести Салтыкова-Щедрина «История одного города» - лучшее сочинение

«Сатира создается тогда, когда появится писатель, который сочтет несовершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит к художественному обличению ее», — напишет М.А.Булгаков. Эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество М.Е. Салты-кова-Щедрина. Проходят годы, меняются формы государственного правления, но сатирические произведения, герои великого писателя остаются современными, потому что он раскрывал не временные неурядицы, а поднимал вечные проблемы, стремясь искоренить их, показать идеал.

В 1869–1870годах на страницах «Отечественных записок» появилась повесть М.Е.Салтыкова-Щедрина, называющаяся «История одного города». Мне кажется, это произведение не потеряет своей злободневности и через много лет, потому что оно слишком ярко раскрывает особенности отношений власти и народа в России, которые, безусловно, влияют на нравственное и умственное развитие нации. Мне очень понятно, почему после публикации повести на автора ополчились все, кому ни лень, обвиняя в осмеянии народа, глумлении над историей.

Может быть, писатель и был иногда резок, но всегда справедлив. «Изображая жизнь под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а не веселонравия», — объяснял свою позицию автор. Как же вы правы , Михаил Евграфович. Наша страна не раз находилась под «игом безумия». Разве годы сталинских репрессий, брежневского застоя — это не рабство? Да, мы все отчасти глуповцы в страшном и нелепом городе Глупове.

«Небывальщина гораздо чаще встречается в действительности, нежели в литературе». Эти щедринские слова я вспоминаю всегда, когда вижу глуповский пейзаж в родном городе. На фоне современных построек, которые часто напоминают «форменные казармы», — «беспорядочная куча хижин», есть и промышленные предприятия, правда, не работает из них добрая половина, а сразу за городом обширные луга и земли с огромными мусорными кучами. Ба, да я же в Глупове! Столько лет прошло, а ничего не изменилось.

А власть? Чем бы ни занимались глуповские градоначальники, издавали приказы или законы, вели «войны за просвещение», секли горожан, — результат был один — становилось еще хуже. В чем же дело? Наверное, в нежелании видеть свой народ счастливым, просвещенным и богатым, с одной стороны. А с другой — разве не заслуживают пассивные глуповцы таких градоначальников? М.Е. Салтыков-Щедрин был не согласен с Л.Н. Толстым, создателем каратаевского типа. Народ должен бороться за свое благополучие и свободу. Эта проблема, действительно, современна и сейчас часто нежелание идти на выборы, простое равнодушие, приводит к тому, что у власти оказываются недостойные люди. И тогда история Глупова повторяется.

Как же в таком городе могут развиваться ум и чувства? О нравственности тоже стоит забыть навсегда. Перед нами «люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов». Этими «атомами» являются пассивность и невежество, жестокость и распутство, «начальстволюбие» и забитость. Хороши и первые лица города: пьяница Клемантинка де Бурбон, Дунька-Толстопятая и Матренка-Ноздря, бывшие у прежних градоначальников «для лакомства», а в период своего правления прославившиеся тем, что «бесчинствовали несказанно», или Органчик, вечно орущий: «Раззорю!» и «Не потерплю!» Лишь при Прыще, провозгласившем: «Не трогайте меня, а я вас не трону», у глуповцев появляется свобода. Но что с ней делать жители, увы, не знали. М.Е.Салтыков-Щедрин иронически замечает, что глуповцы «изнемогли под бременем своего счастья», ведь неразумная свобода превратилась в анархию.

Описанием градоначальников автор еще раз доказывает мысль, что народ имеет такого правителя, которого заслуживает. «Стыдно, стыдно жить, господа! Ужаснитесь, устыдитесь и задумайтесь!» Да, я не хочу жить в таком городе, быть частью такой истории. Значит, придется написать свою: в ней будут другие города и другие люди. А главное, не будет стыдно перед теми, кто придет позже.

Сочинения по литературе

Комментарии закрыты.