Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы - лучшее сочинение

(по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети)

Показывая в своем романе конфликт между «отцами и детьми», И. С. Тургенев раскрывает его не как конфликт поколений, а гораздо глубже. Перед нами конфликт двух социальных групп, двух классов — дворянства и разночинцев, выходящих на сцену общественной жизни во второй половине XIX столетия. Это не просто противоречия — это битва взглядов, убеждений, принципов, которым не ужиться друг с другом. Разногласия между ними настолько сильны, что компромисс невозможен, борьба неизбежна. Какую же силу противопоставляет автор «новому герою времени» — демократу и нигилисту Базарову? Кто олицетворяет в романе «Отцы и дети» устои старого привычного мира? И. С. Тургенев, никогда не разделявший мысли о революционных преобразованиях в стране, принадлежащий к либерально настроенным дворянам, был, прежде всего, честным писателем. Он считал, что «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

Николай Петрович и Павел Петрович — помещики-либералы, образованные люди, наделенные и интеллектом, и эстетическими чувствами, и гуманностью. Они явно возмущались действиями Салтычихи и поддерживали либеральные разговоры о грядущем освобождении крестьян. Однако, готовясь к реформе — отмене крепостного права и зная, что часть помещичьего владения должна отойти крестьянам, Николай Петрович продает лес, росший на этой земле, то есть «снимает сливки», оставляя крестьянам пеньки, землю, в которую придется вложить много труда, чтобы она стала пригодной для пахоты. «Скот плохой, и лошади разбитые. Строения тоже подгуляли, а работники смотрят отъявленными ленивцами» — вот завидный итог его хозяйствования. И дело не только в том, что такое имение приносит убыток самому помещику, в убытке и его люди, но самое главное — это безделье и попустительство развращает их души.

Утонченные дворяне, так следящие за своими костюмом и следующие европейской моде, они годами мирятся с дискомфортом, с неудобствами в элементарном — «в комнате английский рукомойник, а дверь не запирается». С одной стороны, они охотно поддерживают разговоры о новых введениях, о демократизме, о свободе слова, но при этом страшно боятся перемен. Вспомните, как огорошило и испугало их заявление Базарова, что он отрицает все. Павел Петрович, заядло споривший со своим оппонентом, даже побоялся произнести, что входит в это понятие «все».

Более того, гордясь своей свободой и говоря об уважении к личности, о европейской широте взглядов, Павел Петрович сознательно подчеркивает свою принадлежность к элите. Это и его изысканные костюмы, и холеные руки с длинными ногтями, и нарочно искаженные нормы произношения русских слов. Братья Кирсановы строят свое благополучие на службе отечеству. Николай Петрович, получив университетский диплом, удалился в свое имение, Павел Петрович ушел в отставку, чтобы ездить повсюду за княгиней, в которую был влюблен. Благо доходы с имения позволяли им не работать, постепенно приучая их к жизни, практически бесцельной и паразитической.

Поэтому и защищает так рьяно государственные устои Павел Петрович, нападая в споре на демократа Базарова, собирающегося «место расчистить» от всего, что составляет основу жизни Кирсановых. Павел Петрович настолько горячится в споре, что забывает о правилах хорошего тона, ведет себя некорректно по отношению к оппоненту. В защите своих прав он не остановился бы и перед вызовом противника на дуэль.

Конечно, принадлежность к дворянской верхушке дала нашим героям возможность получить хорошее образование, приобщиться к достижениям культуры и искусства. Более того, мы видим перед собою действительно лучших представителей дворянства, для которых Рафаэль — не пустой звук и которые способны испытывать истинное наслаждение от поэзии и музыки. Николай Петрович не становится в позу, когда сын вручает ему, по совету Базарова, «Stoff und Кraft», а честно пытается разобраться в этой немецкой брошюре. И Павел Петрович, как бы он ни относился к Базарову, не отталкивает безоговорочно книгу, а прежде всего интересуется, не забыл ли брат немецкий язык.

Мы видим искреннюю привязанность братьев друг к другу, умение ненавязчиво поддержать друг друга. Между Кирсановыми нет ссор о дележе имущества, упреков в неправильном ведении хозяйства. Они действительно уважают свободу друг друга, в том числе и свободу Аркадия, никогда презрительно не отзываются о женщин

Сочинения по литературе

Комментарии закрыты.