«Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой» - лучшее сочинение

(по повести А. Платонова «Сокровенный человек»)

Вся жизнь А. Платонова была призмой, сквозь которую преломлялось все то, что посылала ему судьба. В Платонове всегда гармонично уживались писатель, художник слова, и мастеровой человек, многое умеющий делать своими руками. Будучи литератором и возрождая погибшие вроде бы земли, писатель точно знал, что человек в этой жизни может все, вот только с самим собой, с темной своей стороной, ему труднее всего совладать. Гражданская война стала для А. Платонова временем, когда писатель - гуманист воочию убедился, что «душа человека — неприличное животное», если в ней возьмут верх силы зла…О войне Платонов знал не понаслышке, и повесть «Сокровенный человек» — тому яркое свидетельство.

Чуть ли не с первых строк мы оказываемся в любимом Платоновым мире железных дорог, в окружении дорогих писателю людей, один из которых — механик снегоочистителя Фома Пухов. Однако самые первые строки повести совсем о другом: «Фома Пухов не одарен чувствительностью: он на гробе жены вареную колбасу резал, проголодавшись вследствие отсутствия хозяйки». В нравственном отношении поступок механика возмутителен: что ж ему, другого места не нашлось, чтобы отрезать колбасы! Но в дальнейшем повествовании открывается, что этот герой — далеко не бесчувствен, способен тосковать «от бесприютности без жены» — «чувствительность начинала мучить его». Он успокаивает свою тоску по жене весьма характерно: «Все совершается по законам природы!.. Дать бы моей старухе капитальный ремонт — жива бы была, но средств нет и харчи плохие…».

«Гроб» в первой строке повести нужен писателю не только для характеристики главного героя. Это — один из страшных символов времени. Страна переживает голод, идет кровопролитная гражданская война, последние силы напряжены для того, чтобы защитить революцию… Вот и в повести «Сокровенный человек» — «фронт работал в шестидесяти верстах. Белые все время прижимались к железнодорожной линии, ища уюта в вагонах и станционных зданиях, утомившись в снежной степи на худых конях. Но белых отжимали бронированные поезда красных, посыпая снега свинцом из изношенных пулеметов…Ночью ничего не известно- помашет издали поезду низкое степное дерево — и его порежут и снесут пулеметным огнем: зря не шевелись!».

С учетом жесткого колорита времени, когда смерть стала явлением заурядным, вареная колбаса на гробе жены уже не оскорбляет наше чувство столь остро, как раньше…Мы понимаем, что это не столько бесчувственность, сколько жест эксцентричного человека. Во время гражданской войны железнодорожники настолько привыкли находиться между молотом и наковальней, что чувство самосохранения у них сильно притупилось. Выполняя приказ красных по расчистке путей от снега («в те годы попробуй не расчистить »), снегоочиститель Пухова застрял на перевале и попал в руки белого разъезда. Разговор по обыкновению короткий: «Именем Великой Народной России приказываю вам достать паровозы и снегоочистку на станцию Подгорное. За отказ — расстрел на месте! ». Но рабочие, уставшие от постоянной смены власти, поняли, что единственное их спасение — в защите своего профессионального достоинства. И выражение этой коллективной позиции, а стало быть, и большую долю риска, чаще всего берет на себя именно Пухов: «Казаки вынули револьверы и окружили мастеровых. Тогда Пухов рассерчал: — Вот сволочи, в механике не понимают, а командуют!.. ». Даже прямая угроза жизни не может переломить его характер. Оригинальность самовыражения — принцип его поведения, эксцентризм — привычка. Пухов стремится заявить себя как личность, противостоять обывательской «похожести».

Реальным основанием самооценки Пухов считает свою профессию. Герой повести — грамотный механик: «Бормоча и покуривая, Пухов сидел над двигателем, который не шел. Три раза он его разбирал и вновь собирал, потом закручивал для пуска — мотор сипел, а крутиться упорствовал. Всю ночь бился Пухов. Передумал заново всю идею этой машины, переделал ее по своему пониманию на какую-то новую машину, удалил зазорные части и поставил простые — и к утру мотор бешено запыхал». Механик не только хорошо знает, но и влюблен в свое дело. В случае необходимости он мог выспаться тут же, на рабочем месте: «Стук машины ему совсем не мешал». Стремление во всем идти до конца с неожиданной стороны характеризует не только отношение героя к делу, но и к людям. Нешаблонный склад ума позволяет именно ему предложить выход из, казалось бы, безнадежной ситуаци

Сочинения по литературе

Комментарии закрыты.