«Мысль семейная» в «Войне и мире» - лучшее сочинение

Л. Н. Толстой писал, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную», а в «Анне Карениной» — «мысль семейную». Но крепость семьи, сходство людей «одной породы», их нравственная близость, преемственность поколений — проблемы, над которыми великий писатель размышлял и раньше, во время работы над «Войной и миром». Гениальное произведение Толстого — это и национальная эпопея о подвиге русского народа в Отечественной войне 1812 года, и художественная энциклопедия жизни человеческой, и дворянская «семейная хроника». Автор стремится показать читателю, что «в те времена (имеется в виду начало XIX века) так же любили, завидовали, искали истины, добродетели, увлекались страстями, была такая же сложная умственно-нравственная жизнь», как и тогда, когда он работал над книгой.

В центре повествования — несколько семей: Ростовы, Болконские, Безуховы, Курагины, Друбецкие. Раскрываются семейно-бытовые и нравственно-психологические стороны жизни той среды, которая изображена в романе. Рассказывая об этих семьях, писатель придает морали, быту, нравам гораздо большее значение, чем экономике и политике. Толстой, оценивая жизнь своих героев с нравственной точки зрения, подчеркивал определяющее значение семьи для формирования характера человека, его отношения к жизни, к себе самому.

На переднем плане, безусловно, Ростовы и Болконские. Они противопоставлены по интеллектуальному развитию, семейному укладу, особенностям быта, но одинаково дороги писателю. Семья Ростовых привлекает своей искренностью, естественностью, добротой, близостью к народу, его обычаям. Именно с этой семьей связаны самые поэтичные страницы романа: зимние святки, приезд ряженых, охота, рождественское гадание девушек, пение Наташи, ее первый бал. Все члены семьи, за исключением рассудочной и холодной Веры, очень привязаны друг к другу, умеют понять душевное состояние близкого человека с полуслова, непосредственны и добры. Им чужд холодный расчет. Все они, особенно Наташа, наделены «умом сердца », который Толстому ближе, чем «ум ума». В то же время писатель не скрывает, что его любимые герои умственно заурядны, чувство у них часто заменяет мысль, поэтому «интерес подробностей чувства» в их духовной жизни заменяет интерес развития мысли. «Она не удостаивает быть умной», — говорит о «волшебнице » Наташе влюбленный в нее Пьер Безухов. И в этих словах не порицание, а восхищение необъяснимым обаянием девушки. Верный жизненной правде, Толстой показывает и недостатки этой семьи. Мы видим бедные духовные интересы Ростовых, бесхозяйственность старого графа Ильи Андреевича, капризную властность графини, эгоизм и ограниченность Николая, непостоянство Наташи, расчетливость Веры.

И все-таки только в такой семье, человечной, искренней, любящей, могло сформироваться удивительное молодое поколение: обаятельная, поэтическая Наташа, светлый, романтичный, любящий людей Петя.

Совсем иные люди — Болконские. Им в полной мере присущ «ум ума», неустанная работа мысли. Писатель отмечает и резкость, и сложность характера, и неуживчивость старого князя Николая Андреевича, его уверенность в своем превосходстве над другими людьми, семейный деспотизм- не остаются незамеченными и внешняя холодность, и чрезмерная сдержанность, и рассудочность Андрея Болконского, и аскетизм княжны Марьи. Трудные характеры, нелегко им друг с другом, но друг без друга — невозможно. В этой семье не любят красивых слов, не допускают сентиментальных объяснений. Строгий распорядок никогда, даже в день отъезда князя Андрея на войну, не нарушается- подчинение детей отцу беспрекословно. И все-таки Николай Андреевич вынужден признать, что любимый сын идет своим путем. Но в то же время отец уверен: дорога князя Андрея — «это дорога чести», уверен потому, что сам воспитывал своих детей и, никогда не отступая от своих принципов, был для них непререкаемым авторитетом. Да, он человек своей эпохи, своего класса, со всеми присущими этому классу недостатками. Хотя нет, не со всеми. Николай Андреевич — личность несгибаемая. Он честно служил, но прислуживать не стал бы никому на свете, ни ради чего. И когда князь Андрей говорит себе: «Я не могу бояться», — это звучит в нем голос отца, человека чести. Моральный кодекс Болконских — на все времена.

Их непрестанное стремление жить в ладу со своей совестью, «поиски мысли», верность своим принципам, сила чувств — качества, вызывающие восхищение и сегодня. Несмотря на очень важные, очень существенные различия и в семейном быту, и в духовной жизни, и в п

Сочинения по литературе

Комментарии закрыты.