«Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» По роману Достоевского «Преступление и наказание» - лучшее сочинение

«Вошь ли я, как все, или человек?» — этот вопрос задал себе самый, пожалуй, противоречивый герой литературы XIX века, Родион Романович Раскольников. И сразу нашел однозначный ответ: «Человек!» Творец истории? Да. Помогающий людям? Безусловно. Великая личность! И все же как-то не по себе становится от такой трактовки понятия «человек». Цена слишком велика — жизнь других людей.

Сразу перед глазами предстает картина: сухая, немощная старушонка с полными ужаса глазами, прикрывающаяся рукой Лизавета, и кровь, липкая, страшная кровь везде. Где человек?! Раскольников топором будто отсек милосердие, жалость сострадание, веру, душу, «свою бессмертную душу» — то, что отличает людей от зверей.

Что же получается: желание стать человеком отдаляет Раскольникова от всего, связанного с этим понятием? Он доказал себе, что «имеет право». Казалось бы, теория подтвердилась, но… совесть не дает спокойно жить переступившему грань человеческого, отрекшемуся от Бога.

И все же герой возрождается. «В самом падшем существе он… раскрывает образ человеческий, то есть образ Божий», — напишет о Ф.М. Достоевском Н.А. Бердяев. Только для того, чтобы вернуть этот образ, необходим проводник от зла к добру, от неверия к вере. Такие герои часто присутствуют в произведениях Федора Михайловича. В «Преступлении и наказании» им стала Соня. В ее образе — вечное страдание и вечная любовь, как и в том, чье великое имя она произносит.

«Сонечка, вечная Сонечка! Пока мир стоит!» Раскольников сам отвечает нам на вопрос о роли героини в своей жизни. «Я тебя выбрал…» — скажет Родион ей и себе одновременно. Мы же внутренне спрашиваем: «Для чего? Зачем ему нужна маленькая, несчастная, святая Сонечка? Что она сможет для него сделать?»

Их жизни пересеклись в самый критический момент: они уже переступили, уже отделили себя от людей. Вера Раскольникова пошатнулась. Да и была ли она, эта вера, или ее заменила злосчастная теория?

Соня же осталась с крестом, с Богом, как бы не кощунственно это звучало в отношении к падшей женщине. Да, люди отгородились от нее, но ведь она нет. Соня воплощает собой истинную веру, способность соответствовать высшему идеалу, присущую только людям. «Не суди, да не судим будешь» — она не судит. «Возлюби ближнего своего…» — она любит и идет на жертвы, за это целует ей руки полусумасшедшая Катерина Ивановна, за это просит прощения умирающий Мармеладов. За это ее выбирает Раскольников, может быть, даже не понимая вначале почему.

Порфирий Петрович в беседе с главным героем скажет: «Станьте солнцем, вас все увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светит, но и греть…» Родион не может быть светилом, но ему необходимо, чтобы оно грело. И герой выбирает себе солнце — Соню. Вместе с ней придет смысл жизни, она откроет ему истинное значение слова «человек».

Встречи Сони и Родиона откровенны и чисты. Сразу вспоминаю слова Мармеладова: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Раскольников идет к Соне. Только у нее мы видим настоящего Родиона, не хорошего или плохого, а настоящего. Он не врет, не притворяется. Он приходит за своим крестом, который готов нести, покаявшись. Его душа снова станет способной к милосердию, состраданию, любви. Вера вернет Раскольникова к людям и самого сделает человечнее.

Герой на каторге совершает первую попытку возвращения своей загубленной души, первый шаг к Богу. Ему предстоит нелегкий путь. У каждого из нас тоже есть такая возможность, ведь человек без веры нищ духом. Это прекрасно доказал «дитя неверия и сомнения», один из самых религиозных писателей — Федор Михайлович Достоевский.

Сочинения по литературе

Комментарии закрыты.