Сочинение на тему золотая пора в произведениях и. н бунина, а.н толстова. н бунина, а.н толстова - лучшее сочинение

Связь "Жизни Арсеньева" И.А.Бунина с творчеством Л.Н.Толстого трудно переоценить: весь творческий путь Бунина прошел под знаком Толстого - от воспоминаний отца писателя, Алексея Николаевича, о знакомстве с Толстым во время Крымской кампании до последних дней автора "Жизни Арсеньева", когда он перечитывал "Воскресение".

Но наибольшее влияние на "Жизнь Арсеньева" оказала толстовская трилогия - не только идеями, поэтикой, но и как образец автобиографического повествования. В бунинских дневниках, в воспоминаниях современников практически не встречаются отзывы Бунина о "Детстве", "Отрочестве", "Юности", но известно, что Бунин неоднократно перечитывал эти произведения и даже мог цитировать их. Однажды, подписывая свою фотографию писательнице Ум-эль-Банин, пользовавшейся его благосклонностью, Бунин воспроизвел по памяти "стихотворение" из первой книги трилогии: "Позвольте, Джаным, сказать словами Карла Ивановича из "Детства" Толстого:

Помните близко,
Помните далеко,
Помните еще и навсегда,
Как верен я любить умею" [1, с.74].

Из всех классических автобиографий композиционно "Жизнь Арсеньева" ближе всего к толстовской трилогии (с той только разницей, что Толстой начинает свое повествование о детстве не с "истоков дней", а с десятилетнего возраста). Если повесть Аксакова охватывает период жизни героя только до поступления в гимназию, а тетралогия Н.Гарина-Михайловского включает и зрелые годы (повесть "Инженеры"), то у Толстого и Бунина повествование заканчивается юностью - последняя повесть трилогии Толстого так и названа - "Юность" - и бунинский роман в последнем прижизненном и наиболее полном издании (издательство им.Чехова, Нью-Йорк, 1952) носит название "Жизнь Арсеньева. Юность".

И Толстой, и Бунин собирались описать большую часть жизни своих героев, чем это было осуществлено. Очевидно, такой временной предел - юность - характерен для жанра автобиографического повествования. В основе художественной автобиографии, вышедшей из романа воспитания, лежит идея развития личности. Понятно, что при изображении зрелости героя она блекнет. Этой специфической особенностью жанра автобиографического повествования объясняется большое количество оставшихся незавершенными художественных автобиографий.

Другая особенность автобиографического жанра - выведение всеобщего, общечеловеческого из родового, семейного (впоследствии она развилась у Толстого в "мысль семейную", навсегда оставшуюся в его творчестве). В отличие от современников - разночинцев и от писателей начала ХХ в., воспевавших в своих произведениях распад семьи и утрату родового чувства, Толстой был воспитан в уважении к семейному началу, неслучайно он вместе с Аксаковым стал родоначальником русской художественной автобиографии.
Для молодого Толстого семейное счастье - синоним счастья вообще. Однако мечты об идеальной семье не помешали Толстому, как позже и Бунину, объективно изобразить отношения между родными героя. Толстовский Николенька одинок в домашнем кругу: он рано лишился матери, его отец занят устройством собственной жизни настолько, что слуги, Карл Иванович и Наталья Савишна, становятся ребенку ближе, чем не похожие на него по своему внутреннему складу отец и брат. Так же внутренне обособленно, одиноко живет и бунинский Арсеньев. "Для Алеши Арсеньева, - пишет В.И.Положенцев, - так же как и для толстовского Николеньки, характерно стремление отъединиться от семьи, уберечь свой внутренний мир. Но если Николенька стремится к четкому идеалу добра и усовершенствования, то Алешу больше всего ужасает именно семья, практицизм, которые, по его убеждению, мешают слиянию гармонической личности с миром" [2, 92].

Сочинения для 8 класса

Комментарии закрыты.