Литература как учебный предмет в современных условиях. современные подходы к преподаванию литературы в средней школе :) - лучшее сочинение

Литература как учебный предмет в современных условиях. Современные подходы к преподаванию литературы в средней школе.

Сущность литературы как учебного предмета - это формирование, воспитание читателя, направление его деятельности и развития.
Этот учебный предмет имеет сложное строение: он включает в себя определённый круг произведений художественной литературы, научные статье о ней, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников.
Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы как классической, так и современной.
Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений; знакомство с биографией и творчеством писателя; литературный процесс и историко-культурные сведения, необходимые для понимания включённых в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.
Современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием. Появились школы и классы с углубленным изучением литературы, гимназии и лицеи гуманитарной направленности. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности.
В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления. Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но всех волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.
Первостепенное внимание к суверенности читательского восприятия, к его углублению в процессе анализа художественных произведений, к целостному изучению литературы, включающему индивидуальность художника слова, поэтику, литературные оценки, «движение» произведения во времени.
Теоретические проблемы современной методической науки:
 проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира;
 взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы;
 углубление связей между восприятием произведения, интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся;
 проблема изучения литературного развития учащихся;
 историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные;
 формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности;
 поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Сочинения для 6 класса

Комментарии закрыты.