Летопись - лучшее сочинение

Летопись — произведение Древней Руси, в котором описываются важные события в истории стра - ны. Летописи рассказывают о жизни и поступках

князей, войнах и военных походах. Авторы летописей (летописцы) старались правдиво изобразить события и людей своей эпохи и тем самым очень помогли нам с вами. Именно благодаря древним авторам летописей мы знаем об истории Древней Руси, о том, как наше государство возникло и укреплялось с течением времени.

Повесть временных лет

Одной из самых первых летописей стала «Повесть временных лет». Эта летопись создавалась в XI в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летописец поставил перед собой великую задачу: рассказать о происхождении славянских племен, о возникновении Руси, о первых двух веках славной русской истории. Автор летописи не просто описывает события, но и прославляет свою

родину, князей, которые правили на русской земле.

Киевская Русь изображена в «Повести временных лет» как сильное, могучее государство. Сила Руси заключается в крепкой и справедливой княжеской власти. Летописец восхваляет времена, когда Русь объединяется под властью разумных князей, и с горечью описывает годы, когда страну раздирают войны и ссоры между князьями. Согласно христианским законам летописец осуждает насилие и прославляет мир и согласие между людьми.

Поход князя Олега на Царьград

Поход князя Олега на Царьград <Константи - нополь, сейчас Стамбул> был одним из первых уда чных военных походов русских князей. Олег не только смог взять с Царьграда богатую дань, но и заключил с греками выгодный договор.

Источником этого рассказа для летописца послужило устное предание. Поэтому здесь есть тема, которая роднит рассказ с фольклором: хитрость Олега, которую греки принимают за чудеса.

Но летописец пользовался не только устным преданием. Вероятно, в его руках был и письменный документДоговор Олега с греками. Именно поэтому автор «Повести временных лет» так подробно приводит в летописи условия этого договора. Нет ничего более точного, чем настоящий документ.

Для летописца важно подчеркнуть победу рус - ских над греками. Ведь эта победа не только принесла Руси много пользы, но и стала важным ис - торическим событием, о котором была сложена легенда. В рассказе о походе Олега на Царьград соединились народная поэзия и историческая точность.

В год 6453 (907). Киевский князь Олег собрал войнов из разных славянских племен и пошел войной на Царьград. Выступили в поход на конях и на кораблях, кораблей было две тысячи.

Когда войско подошло к стенам Царьграда, греки заперлись в городе. Тогда Олег со своим войском разорил окрестности Царьграда, разрушил много домов и церквей. Попавших в плен греков мучили, расстреливали, бросали в море. Много зла сделали русские грекам.

Олег приказал своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. Утром подняли паруса, и корабли покатились на колесах по полю. Греки увидели это чудо и испугались. Они стали просить у Олега, чтобы он не разрушал Царьград.

В знак примирения греки прислали Олегу еду и вино, но князь не стал есть и пить. Оказалось, что

вся пища была отравлена. Греки удивились тому, как Олег избежал смерти. Они подумали, что Олег послан к ним Богом в наказание.

Тогда греки согласились дать Олегу все, что он захочет. Олег послал в Царьград послов. Послы рассказали греческим царям Леону и Александру о требованиях Олега.

Он требовал от греков заплатить огромную дань: по 12 гривен на каждую уключину каждого корабля, приплывшего из Руси. Затем Олег потребовал отдельную дань для всех крупных русских городов: Киева, Чернигова, Ростова и др.

Но и это было еще не все. Олег требовал от греков особого обращения с русскими купцами: «Если придут в Царьград русские купцы, пусть их обеспечат всем необходимым: едой, вином, снаряжением для кораблей. Пусть купцам устраивают баню, когда они захотят».

Греки ответили на требования Олега так: «Русских обеспечат всем необходимым, если только они будут заниматься в городе торговлей. Князь должен издать указ, который запретит русским наносить вред грекам. Все русские должны жить в Царьграде в одном месте — у церкви святого Мамонта. В город все русские должны входить через одни ворота, при этом быть без оружия. Купцы получат все, что им нужно, только после того, как греки запишут их имена».

Так Леон и Александр заключили мир с князем Олегом. И русские, и греки поклялись исполнять все условия мира. Олег прибил на воротах Царь - града свой щит. Это означало победу русских над греками. По приказу Олега греки сшили для русских кораблей новые паруса из дорогих тканей.

Олег вернулся в Киев с богатой добычей: золотом, пищей, вином, тканями. За то, что князь Олег перехитрил греков и заставил их пойти на мир, прозвали его Вещим Олегом.

Смерть Олега

Рассказ о смерти ОлегаОдин из самых красивых, поэтических отрывков «Повести временных лет». В нем больше всего заметно влияние устных народных преданий.

Смерть Олега окутана мистической тайной. Предсказание кудесника не исполнилосьТак думает князь, так думаем и мы с вами, когда читаем этот рассказ. Змея появляется из черепа неожиданно. Это нас удивляет, поражает, захватывает. Неожиданность делает эту историю интересной.

Русский поэт А. С. Пушкин переложит этот эпизод летописи в стихи. «Песнь о вещем Олеге» Пушкина принадлежит к числу лучших в русской литературе.

В год 6420 (912). Олег княжил в Киеве, и был в это время у Руси мир со всеми странами. Пришла осень, и Олег вспомнил про своего старого коня. Давно Олег не садился на него.

Когда-то один кудесник предсказал Олегу, что умрет он от своего коня. Слова кудесника запали в душу Олегу. Он решил, что ни разу больше не сядет на своего коня. Олег велел отвести коня на конюшню, кормить его и никогда больше не приводить к себе.

Прошли годы, и вот Олег вспомнил про своего бедного коня. Князь позвал к себе конюхов и спросил их, где его конь. Ему ответили, что конь умер.

Олег же засмеялся и сказал: «Значит, не прав был кудесник, конь мой умер, а я жив».

Князь захотел увидеть кости умершего коня. Когда он прискакал туда, где лежали кости коня, то наступил на его череп и со смехом сказал: «Неужели от этого черепа мне придет смерть?»

Вдруг из черепа выползла змея и ужалила князя в ногу. Вскоре князь умер. Так закончил свою жизнь Олег, княживший в Киеве тридцать три года.

Смерть Игоря и месть княгини Ольги

Большое и драматичное повествование о смерти князя Игоря и мести его жены Ольги занимает в летописи два года. Этот рассказ полон кровавых и захватывающих событий.

Князь Игорь погибает из-за своей жадности. Игорь берет с древлян дань больше положенного, и древляне <союз восточно-славянских племен> не могут дольше терпеть несправедливые поборы. Автор «Повести временных лет» не стремится оправдать князя. Сам Игорь виноват в своей смерти. Потомки должны помнить, что жадность князя погубила его самого.

После смерти Игоря княгиня Ольга хранит верность не только своему мужу, но и своему городуКиеву. Если бы Ольга вышла замуж по совету древлян, то Киевом и всей Русью стал бы править совершенно чужой Ольге человекКнязь Мал. Но Ольга сохраняет престол для сына Игоря, Святослава.

В год 6453 (945). Дружинники сказали князю Игорю, что у них мало богатств, и предложили ему совершить поход за данью к древлянам. Игорь согласился и пошел со своим войском собирать с древлян дань.

Собрав дань, Игорь отправился в свой город, но по пути решил, что с древлян можно будет взять еще дани. Дружину с добычей он отправил в Киев, а сам с небольшой группой воинов вернулся в землю древлян.

Древляне узнали про то, что киевский князь хочет отнять у них оставшееся добро. На совете со своим местным князем Малом древляне решили, что Игорь так и будет их постоянно обирать, поэтому они задумали убить князя.

Речь древлян отличается образностью. Древляне сравнивают Игоря с ненасытным волком, А себяС беззащитными овцами: «Если

Л

повадится волк к овцам, То вынесет все стадо, Пока не убьют его». Эта фраза стала пословицей.

К Игорю послали людей, которые пытались уговорить его ехать домой. Но Игорь не послушался и снова начал силой отбирать у древлян дань. Тогда древляне напали на небольшой отряд Игоря и жестоко убили и его, и воинов.

В это время Ольга со своим сыном Святославом была в Киеве. Древляне подумали, что княгиня Ольга после смерти мужа может выйти замуж за древлянского князя Мала. Двадцать посланцев от древлян поплыли к Ольге в ладье.

Ольга приняла гостей в Киеве. Гости рассказали, что древляне убили Игоря, потому что Игорь бессовестно грабил их. Затем послы предложили княгине Ольге стать женой их князя Мала. Ольга сказала, что ей нравится предложение древлян. Она объявила, что на следующий день киевляне

окажут честь посланцам: «Когда утром я пошлю к вам, вы скажите: не хотим ехать на конях или идти пешком, лучше вы понесите нас в ладье».

Затем Ольга приказала выкопать огромную, глубокую яму. На следующее утро гости сделали так, как велела Ольга: приказали киевлянам нести их в ладье. Киевляне подняли ладью на руки и понесли гостей. Недолго они гордились собой.

Киевляне принесли ладью к яме и сбросили ее туда вместе с людьми. Тогда Ольга нагнулась над ямой и сказала древлянам: «Хороша ли вам честь?» Гости ответили: «Хуже, чем смерть Игоря». После этого Ольга приказала засыпать их живьем.

Потом княгиня послала к древлянам грамоту со словами: «Если хотите, чтобы я вышла замуж за вашего князя, пришлите ко мне лучших мужчин из вашего народа. Иначе киевляне не отпустят меня».

Древляне послушались и послали в Киев самых знатных и богатых мужчин. Перед тем как встретить новых посланцев, Ольга велела им помыться в бане. Древляне вошли в баню, стали мыться. Люди княгини Ольги в это время заперли баню снаружи и подожгли ее. Так погибли и эти древляне.

После этого Ольга послала к древлянам такую весть: «Я уже еду к вам. Приготовьте много медов, чтобы я могла помянуть своего мужа». Древляне так и сделали. Ольга с небольшим отрядом воинов приехала к тому месту, где был похоронен Игорь. Княгиня оплакала своего мужа и совершила по нему тризну <поминальный обряд>.

Древляне устроили пир. На пиру они опьянели, а Ольга приказала своим воинам убить их. Пять тысяч древлян убили воины Ольги на этом пиру.

В год 6454 (946). Ольга не успокоилась на этих жестоких убийствах. Она вернулась в Киев, собрала войско и повела его на войну с древлянами. Противники встретились и выстроились перед битвой. Тогда посадили сына Игоря, Святослава, которому было всего пять лет, на коня и дали ему в руки копье.

Святослав бросил копье, и оно пролетело над ушами коня и ударило его в ногу. Тогда киевские военачальники сказали дружине: «Наш князь уже начал битву: последуем же и мы за ним». В битве киевляне победили древлян. Древляне бежали с поля боя и скрылись в городе Искоростень.

Древляне отчаянно бились за свой город. Княгиня Ольга послала к ним людей со словами: «Почему вы не хотите сдаться? Все остальные города уже сдались нам, а вы можете умереть с голоду». Древляне ответили, что боятся мести княгини за мужа.

Тогда Ольга согласилась взять с древлян «небольшую» дань и уйти домой. Очень необычной была дань, которую Ольга попросила у древлян: по три воробья и три голубя с каждого двора.

Древляне обрадовались, думая, что спаслись от смерти. Они исполнили пожелание Ольги. Ольга приказала воинам привязать к каждой птице воспламеняющий трут, завернутый в платочек. Потом всех птиц отпустили, и они разлетелись по своим домам. От трутов загорелись голубятни, сараи, сеновалы, где жили птицы.

В каждом дворе Искоростеня начался пожар. Его невозможно было потушить. Древляне разбежались из города. Бегущих древлян хватали киевляне, кого убивали, кого брали в рабство. Те, кто остался в живых, должны были платить киевским князьям тяжелую дань.

Ольга со своим сыном Святославом поехала по Древлянской земле и везде устанавливала порядок даней и налогов. Затем княгиня вернулась в Киев.

Краткие содержания

Комментарии закрыты.