Героический эпос - лучшее сочинение

Эпос (от греч. Epos— слово, повествование) — стихотворное или прозаическое повествование о масштабных, значимых событиях, произошедших в далеком прошлом. Эпос тесно связан с мифом и фольклорной традицией. Долгое время эпос был одним из основных жанров литературы.

ГОМЕР

Гомер — древнегреческий поэт, автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», а также ряда менее известных произведений. Уже в античные времена Гомер был легендарной личностью, о которой существовало немало преданий. Традиционно Гомера представляют слепым странствующим певцом, исполнявшим эпические произведения под аккомпанемент кифары. Спор о том, где родился Гомер, вели семь городов Греции. В современной науке существует предположение, что он жил в VIII в. до н. э. в одном из городов на побережье Малой Азии или на одном из расположенных неподалеку островов.

Илиада

События, описанные в этом произведении, относятся к последнему году осады Трои, города в Малой Азии, и имеют реальную историческую основу. Однако в «Илиаде» существенно облагорожена причина войны. Ахейцы воюют с троянцами не ради простого захвата их земель и других богатств, но ради того, чтобы вернуть царю Спарты Мене - лаю его жену Елену, похищенную Парисом, сыном Приама, царя Трои. Царь Агамемнон, брат Мене - лая, возглавляет военный союз греческих племен; однако его своеволие и самоуправство вызывает негодование у Ахилла, сына Пелея, предводителя мирмидонцев, лучшего воина Эллады. Гнев Ахилла является основой сюжета поэмы.

Битвы между троянцами и греками-ахейцами Гомер рисует как серию отдельных поединков, уделяя особое внимание подвигам самых отважных героевКак ахейцев, так и троянцев. Гомер описывает события, сочувствуя участи каждого героя, а не пытаясь найти правых и виноватых. Он не приукрашивает характеры героев, ведущих свой род от богов. Эти люди легко поддаются гневу или корыстолюбию, но в то же время способны ценить узы родства и дружбы, раскаиваться в недостойных поступках и мужественно встречать свою судьбу, какой бы она ни была.

Бог Аполлон разгневался на царя Агамемнона за то, что тот отказался принять выкуп, предложенный за пленницу Хрисеиду ее отцом, жрецом Аполлона, и в войске ахейцев вспыхнула эпидемия болезни, ежедневно уносившая множество жизней. Так прошло девять дней, и на десятый день Ахилл собрал ахейцев и обратился к Агамемнону, предлагая спросить у гадателя, как умилостивить Аполлона. Гадатель Калхас, заручившись поддержкой

Ахиллеса, объявляет, что бог гневается из-за того, что Агамемнон отказался вернуть Хрисеиду отцу. Агамемнон недоволен таким ответом, но нехотя соглашается отпустить девушку ради спасения народа от насланной Аполлоном болезни. Однако царь Микен требует, чтобы соратники выделили ему другую награду вместо Хрисеиды. Ахилл возражает: вся добыча давно поделена, а отнимать что - то у других недостойно царя. Пусть Агамемнон возвратит Хрисеиду отцу, а потом ахейцы выдадут ему дополнительную долю добычи, если Троя будет взята. Агамемнон продолжает упорствовать, требуя возместить ему вынужденную потерю добычи, и грозит отнять награду у Ахилла или еще у кого-нибудь из вождей ахейцев. Ахиллес, разгневанный, заявляет, что он не ради себя воюет с троянцами, а ради того, чтобы вернуть жену брату царя Микен, Менелаю. Раз Агамемнон так пренебрежительно относится к нему, — он, Ахилл, отправится к себе на родину, во Фтию. Агамемнон ничуть не испуган этой угрозой, — напротив, он предлагает Ахиллу уходить, если он этого хочет, и добавляет, что ненавидит его и отнимет у него его пленницу Брисеиду.

Ахилл готов броситься на Агамемнона с оружием, но его останавливает богиня Афина. Ахилл предсказывает, что настанет время, когда Агамемнон пожалеет о том, что оскорбил его. Мудрый старец Нестор уговаривает Агамемнона на отнимать у Ахилла Брисеиду, однако царь Микен стоит на своем.

Собрание расходится; по приказанию Агамемнона снаряжают корабль, на котором должны отвезти Хрисеиду к отцу. Между тем царь не забыл свой гнев на Ахилла; Агамемнон отправляет к герою двух посланцев с поручением увести Брисеиду. Ахилл позволяет им увести ее и уходит на беpeг моря, где зовет свою мать, морскую нимфу Фетиду, дочь морского бога Нерея. Он рассказывает матери, как его оскорбил Агамемнон, и просит ее обратиться к верховному богу Зевсу с просьбой помогать в бою троянцам, чтобы посрамить Агамемнона и заставить пожалеть о своем поступке. Мать обещает выполнить его просьбу.

Ахилл, верный своему решению, перестает участвовать в советах ахейцев и в битвах с троянцами. Фетида обращается к Зевсу с просьбой отомстить Агамемнону за оскорбление, нанесенное ее сыну, и не давать ахейцам побед в бою, пока Ахиллу не будет оказано должное уважение. Зевс дает ей обещание так и поступить, хотя и знает, что это вызовет гнев его жены Геры.

Зевс посылает Сон и дает ему поручение внушить царю Агамемнону, что боги на его стороне и ему нужно вести ахейцев в бой — он возьмет Трою. Царь рассказывает старейшинам о своем видении и, желая воодушевить ахейцев перед предстоящей битвой, предлагает поступить следующим образом: он даст распоряжение снаряжать корабли, чтобы отплыть домой, а другие вожди пусть отговаривают друг друга от этого.

Богиня Гера, увидев суету в лагере ахейцев, посылает Афину, чтобы та убедила ахейцев продолжать войну. Афина обращается к Одиссею, царю Итаки, самому хитроумному и изобретательному человеку среди войска ахейцев, и он красноречиво убеждает соратников не думать о возвращении домой, пока Троя не взята. Он напоминает о необычайном знаменье, виденном перед началом войны, — змей, проглотивший девять птиц и затем превратившийся в камень. Гадатель Калхас предсказал тогда, что стоять под стенами города придется девять лет, и лишь на десятый год Троя будет разрушена.

Ахейцы, воодушевленные речью Одиссея, приносят жертвы богам и готовятся к битве. Ирида, вестница богов, предупреждает троянцев о приближающемся к городу вражеском войске. Гектор и другие военачальники выводят войско троянцев из города.

Перед началом битвы Парис (Александр) вызывает ахейцев на поединок. Его вызов принимает Менелай, который надеется отомстить Парису за похищение жены. Испуганный Парис, увидев его, спешит спрятаться среди троянцев. Гектор укоряет его в трусости, и Парис соглашается сразиться с Менелаем. Агамемнон и царь Трои Приам торжественно клянутся, что Елена будет принадлежать тому, кто победит в поединке. Менелай почти одолевает своего противника, однако Париса спасает богиня Афродита. Она скрывает его облаком от взгляда Менелая и переносит в Трою. Менелай ищет противника и не находит его. Однако его победа очевидна, и Агамемнон требует вернуть Елену и похищенные Парисом сокровища.

Однако по воле богов клятва нарушена троянцами. Один из них, подговоренный богиней Афиной, пускает стрелу в Менелая. Богиня направляет ее таким образом, чтобы рана не была опасна для его жизни, но она становится причиной битвы. Боги, сочувствующие той или иной стороне, воодушевляют героев. Ахейский герой Диомед, побуждаемый богиней Афиной, не только убивает множество троянцев, но даже наносит раны бессмертным богам — Арею, богу войны, и богине любви Афродите.

Ахейцы сильно теснят войско троянцев, и те готовы уже скрыться за стенами города. Однако Гектор воодушевляет воинов продолжать битву. По совету своего брата, прорицателя Гелена, он идет в Трою, чтобы попросить мать принести дары Афине в надежде, что богиня поможет троянцам. Гекуба, жена Приама и мать Гектора и Париса, спешит в храм, а Гектор идет к дому Париса. Парис легкомысленно относится к упрекам брата, однако вполне согласен идти в битву.

Далее Гектор направляется к своему дому, чтобы повидаться со своей женой Андромахой и малолетним сыном Астианаксом. Андромаха сетует, что все ее родные погибли, и боится, что и мужа ждет та же участь. Гектор старается утешить жену: никто не одолеет его против воли судьбы, но ее никто не избежит, храбр ли он или робок. Распрощавшись с женой, Гектор встречается с братом Парисом, и они вместе идут на битву.

По воле богов Гектор предлагает кому-нибудь из ахейцев сразиться с ним на поединке. Жребий достается царю Саламина Аяксу, сыну Теламона, двоюродному брату Ахилла. Герои долго сражаются, но ни один не может взять верх над другим. Наступает вечер, и вестники от ахейского и троянского воинств убеждают их закончить поединок, так как они одинаково сильны и пользуются покровительством Зевса. Аякс и Гектор прекращают бой. Троянцы возвращаются в город, а ахейцы — в свой лагерь.

Ахейцы устраивают пир. Нестор советует Агамемнону на несколько дней заключить перемирие с троянцами, чтобы похоронить погибших и возвести стену вокруг лагеря. Одновременно и в Трое происходит совет военачальников, на котором троянец Антенор предлагает вернуть Елену и похищенные Парисом сокровища ахейцам. Однако Парис отказывается возвратить Менелаю жену, соглашаясь возвратить только сокровища, причем в гораздо большем количестве. На следующее утро

Приам посылает к ахейцам гонца, который объявляет о согласии Париса вернуть все похищенное, кроме Елены. Если же ахейцы не согласятся на это предложение, Приам предлагает им временное перемирие, необходимое, чтобы похоронить погибших. Однако настроение ахейцев выражает Диомед, который говорит, что Троя обречена и теперь нет смысла соглашаться даже на выдачу Елены. Оба войска хоронят погибших. Одновременно ахейцы возводят стену вокруг лагеря.

На совете богов Зевс грозит страшным наказанием всем, кто осмелится против его воли помогать в предстоящей битве ахейцам или троянцам. Сам он садится на вершине горы Ида, откуда хорошо видно поле боя. Как он и обещал матери Ахилла Фетиде, троянцы сильно теснят войско ахейцев.

Афина и Г ера все же пытаются прийти на помощь ахейцам, но их останавливает Ирида, посланная Зевсом. Когда наступает ночь, троянское войско остается на месте, а не возвращается в город, как обычно. Гектор, воодушевленный успехом троян

ского войска, надеется одержать над ахеицами окончательную победу.

Нестор советует Агамемнону примириться с Ахиллом. Царь Микен отправляет к герою послов, среди которых и Одиссей, славящийся своей хитростью и красноречием. Агамемнон предлагает Ахиллу богатые дары. Он согласен возвратить и Брисеиду, однако Ахилл отказывается примириться с ним. Герой заявляет, что больше не желает сражаться за Агамемнона и намерен вернуться домой.

Ночью Агамемнон решает отправить кого-нибудь на разведку. Вызывается Диомед, который в помощь себе выбирает Одиссея. Они захватывают троянского лазутчика Долона. От него они узнают, что лагерь троянцев плохо охраняется, а союзники Трои вообще не выставили стражу. Герои проникают в лагерь фракийцев, союзников Трои, убивают их царя Реза и двенадцать его воинов, а также похищают коней Реза. Затем они возвращаются в свой лагерь.

На следующий день битва продолжается. Ахейцы храбро сражаются, но по воле Зевса удача по - прежнему на стороне троянцев. Нестор уговаривает Патрокла, друга Ахилла, попытаться убедить героя принять участие в битве или позволить самому Патроклу взять его оружие и возглавить войско мирмидонцев.

Войска троянцев приближаются к стене, окружающей лагерь ахейцев. Гектор разбивает ворота, и троянцы врываются в лагерь. Ахейцы бегут к кораблям. Троянцы пытаются сжечь корабли ахейцев. Патрокл упрашивает Ахилла выйти на битву с троянцами или позволить сделать это ему. Ахилл вручает другу свое оружие и позволяет возглавить войско мирмидонцев вместо него. Однако Патроклу в этом бою суждено погибнуть от руки Гектора, который принял его за Ахилла. Перед смертью Патрокл предсказывает Гектору, что скоро и ему суждено погибнуть от руки Ахилла.

Гектор снимает с погибшего доспехи Ахилла. Вокруг тела Патрокла разгорается бой, и ахейцам удается принести погибшего к Ахиллу. Тот в отчаянии и намерен во что бы то ни стало отомстить Гектору за смерть друга. Но у Ахилла нет доспехов: Гектор снял их с тела убитого Патрокла. Ахилл отправляется на берег моря и зовет свою мать, морскую нимфу Фетиду. Узнав о том, что ее сын собирается сразиться с Гектором, она понимает, что ему недолго осталось жить. Такова судьба Ахилла: если бы он остался дома, то жил бы долго и счастливо, но его быстро позабыли бы; под Троей ему суждено погибнуть молодым, но слава о нем будет жить в веках. Фетида, поняв, что решение сына неизменно, обещает ему на следующее утро принести доспехи, изготовленные самим Гефестом, богом кузнечного ремесла.

Получив чудесные доспехи, Ахилл примиряется с Агамемноном и отправляется в битву. Волшебные кони Ахилла предвещают герою скорую смерть, однако это предсказание его не останавливает.

В этой битве принимают участие не только люди, но и боги, которые сражаются друг с другом. Ахейцам помогают Афина, Посейдон, Гера, Гермес и Гефест, троянцам — Арей, Афродита, Аполлон и Артемида, а также их мать Лета (Латона) и речной бог Ксанф (Скамандр).

Ахилл перебил множество троянцев, а уцелевшие в страхе бегут к городу. Приам, увидев Ахилла с городской стены, умоляет Гектора не ждать этого человека, а поскорее скрыться в городе. Однако Гектор не слушает просьб отца и матери. Перед поединком Гектор предлагает Ахиллу заключить договор: победитель отдаст тело побежденного и его доспехи друзьям, не подвергая бесчестью, однако Ахилл отвергает саму возможность договора между ними. Они будут сражаться, пока один из них не погибнет.

Побеждает Ахилл. Перед смертью Гектор просит вернуть его тело родным для достойного погребения, однако Ахилл отказывается. Гектор предсказывает Ахиллу смерть от стрелы, пущенной Парисом по воле Аполлона, но тот и так знает, что его ждет, и готов к этому. Ахилл, желая унизить мертвого Гектора, привязывает его труп к своей колеснице. Приам и Гекуба, видя это с городской стены, рыдают в отчаянии. Скоро о смерти мужа узнает и Андромаха. Она горюет не только о гибели Гектора, но и о том, что у их сына теперь нет защитника.

Ахилл возвращается в ахейский лагерь. Он бросает труп Гектора возле своей палатки, полагая, что его растерзают собаки. Во сне Ахиллу является тень Патрокла, который просит поскорее похоронить его, так как без должных обрядов его не пускают в Аид, обитель мертвых. Патрокл тоже говорит о скорой смерти, ожидающей Ахилла, и просит, чтобы их кости лежали вместе. Ахилл обещает все исполнить.

Тело Патрокла кладут на подготовленные дрова и зажигают погребальный костер. Ахилл убивает двенадцать пленников-троянцев. Относительно Гектора он по-прежнему думает, что его труп растерзают псы, однако животные к нему не приближаются, так как им препятствуют Аполлон и Афродита.

Ахилл устраивает состязания в память погибшего Патрокла: бег на колесницах, кулачный бой, бег, пеший поединок на копьях и стрельба из лука. Всем участникам он вручает богатые подарки.

Боги, опечаленные тем, что разгневанный Ахилл не желает выдать тело Гектора его родным для погребения, призывают Фетиду, мать героя. Зевс поручает ей объявить Ахиллу волю богов: немедленно вернуть тело Гектора троянцам. К Приаму Зевс посылает Ириду, богиню радуги, вестницу богов, чтобы известить его, что он может идти с дарами в лагерь ахейцев. Фетида передает сыну волю Зевса. Ахилл отвечает, что выполнит ее. Приам, услышав речь Ириды, немедленно собирает выкуп и едет в лагерь врагов. По воле Зевса Приама сопровождает Гермес, благодаря чему царю Трои удается незамеченным пробраться к палатке Ахилла. Приам со слезами умоляет героя вернуть ему тело сына. Ахилл вспоминает своего старого отца, которого упомянул царь Трои, своего погибшего друга Патрокла и тоже горюет.

Во всех мифах звучит мотив человеческого бессилия перед судьбой, роком. Однако на самом деле этот рок, если присмотреться повнимательнее, не всегда столь неизбежен. Почти у любого героя, в том числе и у Ахилла, был выбор.

Но из двух возможных судеб герой мифа всегда выбирает тот путь, который ведет его к гибели; однако этот рокВ характере героя, а не во внешних обстоятельствах. Ахилл не может предпочесть короткое земное счастье славе великого воина, и потому он отправляется в поход против Трои, хотя и знает, что его ждет смерть.

Понимая, что Приам пришел по воле богов, скрывших его от глаз ахейцев, Ахилл принимает выкуп и возвращает царю Трои тело его сына Гектора. Приам возвращается в город. «Илиада» заканчивается сценой погребения Гектора.

Одиссея

События, описанные в этой поэме, происходят после разрушения Трои ахейцами. Все герои, которым было суждено уцелеть в битвах, давно вернулись домой, и только царь Итаки Одиссей, сын Лаэрта, в течение десяти лет никак не может возвра титься в родной дом, так как его гонит гнев морского бога Посейдона.

В основе «Одиссеи» лежит распространенный сюжет о возвращении героя к верной супруге, однако Символичность И многозначность образов этого произведения открывает широкий простор для толкований. Существует мнение, что «Одиссея»Это рассказ о символическом странствии человеческой души. Те испытания, которые успешно проходит герой, позволяют ему обрести истинную мудрость. Интересен и сам образ Одиссея. Хотя он, как и все мифологические герои, могуч и бесстрашен, главная его силаВ его уме, хитрости и изобретательности. Именно Одиссей вместе со своим другом Диомедом придумал рокового троянского коня, который позволил ахейцам наконец-то захватить Трою. Главные подвиги «хитроумного», «богоравного» ОдиссеяЭто не подвиги на поле боя, но поиск и обретение оригинальных решений поставленных судьбой задач.

«Одиссея» начинается с совета богов, решивших наконец позволить царю Итаки вернуться домой. Более девяти лет прошло со времени падения Трои. Пройдя через множество испытаний, Одиссей очутился на острове Огигия у нимфы Калипсо, дочери титана Антланта, где он провел семь лет. Бессмертная нимфа надеется, что герой станет ее мужем, однако Одиссей каждый день с тоской вспоминает о родном доме, жене Пенелопе и сыне Телемахе. Посейдон, который разгневан на Одиссея за то, что он ослепил его сына, циклопа Полифема, не присутствует на собрании богов — он отправился в земли эфиопов. Афина отправляется на Итаку, к сыну Одиссея Телемаху, чтобы побудить отправиться к прежним товарищам отца в надежде узнать что-либо о его судьбе. Кроме того, в доме Одиссея ежедневно собирают знатные люди, которые сватаются к его жене Пенелопе, и Телемаху необходимо покончить с их пиршествами, так как женихи расхищают его имущество. Именно в этом и состоит главное преступление женихов Пенелопы, а вовсе не в их сватовстве. Ведь муж царицы отсутствует долгие годы, очень вероятно, что его нет в живых, поэтому она вполне может выбрать нового мужа. Но имущество Одиссея должен наследовать его сын, а женихи нагло пользуются чужим добром.

Афина приходит к Телемаху, приняв облик царя тафийцев, но сын Одиссея догадывается, что его посетило божество. Он намерен отправиться в путешествие, о котором сказала ему богиня.

Телемах собирает народное собрание и обвиняет женихов матери в том, что они расхищают имущество Одиссея. Один из них, Антиной, в ответ заявляет, что Телемах должен обвинять не их, а свою мать, которая никак не выберет себе нового мужа и под разными предлогами оттягивает окончательное решение. Например, она пообещала выбрать мужа, когда будет готова начатая ею ткань, но каждую ночь распускала то, что соткала за день. Антиной требует, чтобы Телемах приказал матери вернуться в дом ее отца Икария, чтобы тот подготовил все к новому замужеству дочери. Однако Телемах отказывается это сделать. Он не вправе принуждать мать, а если сделает это, то на него обрушится гнев богов. Пусть лучше женихи продолжают уничтожать богатства Одиссея — боги покарают их за это. В это время в небе показываются два орла: гадатель Алиферс предвещает скорое возвращение Одиссея; однако женихи насмехаются над ним. Телемах объявляет о своем намерении отправиться в Спарту и Пилос, чтобы узнать о судьбе отца. Телемах обещает ждать Одиссея еще год, если услышит, что тот жив; если же отец умер, сын обещает уговорить мать вновь выйти замуж.

Телемах собирается в дорогу. Ему помогает Афина, принявшая облик Ментора, друга Одиссея. Телемах просит свою няню Евриклею несколько дней не говорить Пенелопе, что он уехал, пока она сама не спросит о сыне.

Сначала Телемах и Афина в образе Ментора прибывают в Пилос, где правит долгожитель Нестор. Он рассказывает сыну Одиссея, что слышал о судьбе некоторых героев Троянской войны, в том числе о царе Микен Агамемноне, убитом своей женой Клитемнестрой и ее любовником Эгистом.

После жертвоприношения Посейдону Афина превращается в орла и улетает. На следующий день Нестор устраивает торжественное жертвоприношение Афине, после чего его сын Писистрат вместе с Телемахом отправляется в Спарту, к царю Менелаю.

Менелай радушно принимает гостей. Телемах не сразу называет себя, но когда царь Спарты в разговоре упоминает имя Одиссея, он не может скрыть свою печаль. Менелай и Елена догадались, что этот юноша — сын пропавшего без вести царя Итаки. Елена рассказывает, как Одиссей, переодевшись в одежду нищего, проник в Трою. Его никто не узнал, кроме нее, но хитроумный царь Итаки долго не соглашался отвечать на вопросы Елены. Лишь когда она поклялась не выдать его, он рассказал ей, как ахейцы намерены захватить город. В то время Елена уже хотела вернуться назад в Спарту и потому была рада. Менелай вспоминает другой случай, когда проявилась решительность и находчивость Одиссея. Когда ахейцы соорудили деревянного коня и забрались внутрь, поджидая удобного момента, чтобы выбраться наружу и открыть ворота Трои, неожиданно подошла Елена и стала окликать их, подражая голосам их жен. Некоторые герои, в том числе и Менелай, порывались выйти или откликнуться, но Одиссей удержал их. Когда Телемах спросил, не известно ли царю Спарты что-нибудь о судьбе Одиссея, он рассказал, что узнал от морского старца Протея, способного принимать различные облики. Когда судьба после падения Трои забросила Менелая в Египет и он не мог дождаться попутного ветра, потому что не принес богам обещанной жертвы, царь Спарты встретил дочь Протея, которая научила, как захватить ее отца и задать нужный вопрос.

Протей превращался в разных животных, в огонь и воду, в дерево. Но Менелай и его помощники крепко держали его, и Протей принял свой обычный вид. Он сказал царю, что ему необходимо отправиться к истокам Нила и принести обещанную богам жертву — только после этого он сможет продолжать путь. Менелай спросил морского старца о судьбе товарищей. Тот рассказал ему о печальном конце его брата Агамемнона, убитого любовником жены, и о смерти еще одного героя, Аякса, сына Оилея, на которого разгневался Посейдон. И еще один герой не вернулся домой, но он жив. Это Одиссей, царь Итаки, который находится в плену у нимфы Калипсо на острове Огигия.

Протей предсказал, что Менелая не постигнет смерть, так как он муж Елены, дочери Зевса. Царь Спарты живым отправится в Елисейские поля, край блаженства.

Между тем женихи Пенелопы пируют в доме Одиссея. Неожиданно приходит человек, у которого Телемах одолжил корабль для своего путешествия, и спрашивает, когда тот вернется, потому что корабль нужен ему самому. Так женихи узнают, что Телемах выполнил свое намерение отправиться в путь. Они замышляют подстеречь его по пути домой и убить.

Об их замысле узнает Пенелопа, которой это рассказал глашатай Медонт. Царица тревожится о судьбе сына, но во сне ее посещает созданный Афиной призрак ее сестры, который говорит, что боги спасут Телемаха от козней женихов. Пенелопа спрашивает об Одиссее, но призрак отказывается отвечать на этот вопрос.

Афина, вернувшаяся к остальным богам, тревожится об Одиссее, который находится на острове Огигия, и о его сыне, которого замыслили убить женихи Пенелопы. Зевс отвечает, что она, конечно, сможет спасти Телемаха, а к нимфе Калипсо отправляет Гермеса, чтобы он объявил ей волю богов — немедленно отпустить Одиссея. Гермес является на Огигию, и Калипсо узнает его, потому что «быть незнакомы друг другу не могут бессмертные боги». Услышав, что боги требуют отпустить Одиссея, которого она надеялась сделать бессмертным и навсегда оставить у себя, нимфа недовольна, но подчиняется решению Зевса.

Калипсо предлагает Одиссею выстроить плот и на нем выйти в море, обещая дать все необходимые припасы и инструменты. Однако Одиссей подозревает, что богиня таит против него злой замысел. Как можно отправиться через бурное море на плоту? Герой требует от нимфы клятву, что она не замыслила погубить его. Калипсо клянется, и Одиссей приступает к работе. Соорудив плот, он выходит в море. Но в это время из земель эфиопов возвращается Посейдон — увидев Одиссея, он поднимает бурю. Посейдон не может лишить героя жизни, так как судьба Одиссея иная, но во власти

морского бога швырять его по волнам, мешая вернуться домой. Два дня и две ночи волны носят героя по морю. Лишь благодаря помощи богини Левкотеи, давшей ему чудесное покрывало, и Афины Одиссею удается спастись. Он оказывается на острове феаков, где правит царь Алкиной.

Афина побуждает Навсикаю, дочь царя, отправиться вместе со служанками на берег моря, чтобы заняться стиркой одежды. Там царевна встречает Одиссея, заброшенного на остров бурей.

Навсикая дает герою одежду и указывает путь к городу. Она советует Одиссею, когда он придет в дом ее отца, царя Алкиноя, обратиться к ее матери Арете, супруге царя, прося помочь вернуться на родину. Царь феаков уважает свою жену и обязательно выполнит ее пожелание, если она попросит за странника.

В городе Одиссей встречает Афину, принявшую облик феакийской девушки; богиня отводит его к дому царя таким образом, что никто из жителей города не увидел героя. Она, как и Навсикая, советует Одиссею обратиться с просьбой о помощи к царице Арете, так как и муж, и все феаки высоко почитают ее.

Одиссей приходит в дом царя. Хозяева приветливо встречают его. Он просит помочь ему вернуться домой, однако не называет своего имени. Царица начинает расспрашивать странника о том, что с ним случилось. Одиссей рассказывает, как его корабль был застигнут бурей, как погибли все его товарищи, а сам он попал на остров Огигия, где живет нимфа Калипсо, дочь титана Атланта. Там он прожил семь лет, но затем нимфа велела ему покинуть ее остров. Одиссей поплыл на плоту, но тут по воле Посейдона разыгралась буря, которая через несколько дней выбросила героя на остров

феаков. На морском берегу он встретил дочь царя и царицы, которая дала ему одежду и указала дорогу к городу.

Царь Алкиной обещает Одиссею дать корабль, на котором тот сможет вернуться домой. На следующий день царь собирает знатных феаков на пир. Одновременно феаки подготавливают корабль для Одиссея. На пиру слепой певец Демодок поет о троянских героях; Одиссей невольно прослезился, но это заметил только царь Алкиной. После пира феаки устраивают состязания в различных видах гимнастических игр. Одиссей вначале отказывается принимать в них участие, отговариваясь тем, что ему не до веселья.

Однако насмешки одного из феаков заставляют героя переменить свое решение. Одиссей отличается в метании дисков брошенный им камень пролетел гораздо дальше прочих. Герой предлагает феакам помериться силами в беге, борьбе и кулачном бое. Царь Алкиной благодушно говорит, что не стоит гневаться на одного безумца, задевшего героя неосторожным словом, — никто не сомневается в его доблести, а феаки не особенно искусны в рукопашном бою. Царь зовет танцоров и певца Демодока, который поет песню о любви бога войны Арея к Афродите, богине любви, о том, как Гефест, муж Афродиты, однажды поймал любовников в волшебную сеть.

Феаки вручают Одиссею подарки. По обычаю, существовавшему в древности, гостеприимство особым образом связывало гостя и хозяина: очутившись в чужой стране, человек мог рассчитывать на помощь того, кто некогда был его гостем. Затем Одиссей просит Демодока спеть о троянском коне. Во время песни герой горько плачет, и царь Алкиной спрашивает его, кто он, откуда и почему

так горюет? Корабли феаков не имеют руля, потому что они послушны мысли корабельщиков. Правитель феаков упоминает и то, что, согласно давнему пророчеству, настанет время, когда выход из гавани на острове будет задвинут скалой. Посейдон давно недоволен, что феаки развозят странников по домам, и однажды он разобьет корабль. Но на все воля богов! Так почему же так тяжело вздыхает странник, услышав песнь о Троянской войне? Не погиб ли там кто-то из его близких?

И тут герой начинает рассказ о своих приключениях. Впервые в стране феаков он называет свое имя — Одиссей, сын Лаэрта, царь Итаки. В словах героя звучит глубокая любовь к родине: хотя Итака — каменистый остров, но для Одиссея он самое прекрасное место в мире, и напрасно бессмертные богини, Калипсо и Цирцея, пытались удержать его в своих владениях.

Покинув разрушенную Трою, корабли Одиссея причалили у города киконов Исмара. Ахейцы разрушили город и захватили богатую добычу, однако вскоре к их противникам подоспела помощь, и воинам Одиссея пришлось выйти в море. Подобные пиратские набеги не были редкостью в древности. В море ахейцев застигла буря, а через девять дней они бросили якорь у берегов, населенных лотофагами. Эти люди — мирный народ и не причинили никакого зла спутникам Одиссея; однако те, кому они дали попробовать цветки лотоса, позабыли все и захотели навсегда остаться в этом краю. Лотос — один из древних символов: он означает мудрость, но в то же время и отрешение от мирской суеты и забвение. Можно предположить, что речь идет о каком-то наркотическом веществе,

которые уже в древности были известны некоторым народам.

Одиссей силой уводит одурманенных лотосом товарищей, не желающих уходить, и приказывает немедленно отплывать. Далее они прибывают на остров, населенный циклопами — одноглазыми великанами, наделенными необычайной силой и свирепостью. Циклопы не умеют строить корабли, у них нет зачатков государственного управления. Земли, где они живут, очень плодородны, и все необходимое произрастает там само, по воле богов.

Одиссей и его спутники видели дым костров на берегу и слышали голоса циклопов; царь Итаки решил узнать, что за народ здесь живет. Вместе с товарищами он пришел к пещере циклопа Полифема, сына Посейдона, однако в тот момент хозяина не было дома: он пас коз и баранов. Осмотрев пещеру, Одиссей и его спутники пришли к выводу, что здесь живет необычайно сильное существо. Товарищи стали убеждать Одиссея поскорее уйти, однако он захотел увидеть хозяина пещеры. Циклоп, вернувшись домой, задвинул вход в пещеру огромным камнем, подоил коз, а затем обратился к незваным гостям с вопросом: кто они такие и что привело их сюда? Оглушительный голос чудовища заставил ахейцев содрогнуться от страха, однако Одиссей сказал, что они плывут из-под Трои и надеются на гостеприимство циклопа. Циклоп пытается узнать, где корабль Одиссея, но хитроумный герой сказал, что Посейдон потопил его. Неожиданно циклоп схватил двух спутников Одиссея, убил их и съел, а затем лег спать. Одиссей сначала намеревался убить чудовище; однако героя остановила мысль о том, что ему с товарищами не под силу сдвинуть камень, закрывающий вход. Утром циклоп снова сожрал двух человек, выгнал стадо на пастбище и задвинул камень, чтобы пленники не убежали.

Одиссей придумал, как отомстить циклопу. Отрубив кусок нужной длины от дубины чудовища, герой заточил его и спрятал, намереваясь ночью вонзить его в единственный глаз циклопа. Вечером циклоп снова убил и съел двух товарищей царя Итаки. Одиссей предложил чудовищу чашу вина, Циклопу вино понравилось, и он попросил еще, предложив Одиссею назвать свое имя. Затем людоед выпил третью чашу, и хитроумный царь Итаки сказал ему: «Я называюсь Никто; мне такое название дали / Мать и отец, и товарищи все так меня называют». Злобный циклоп обещает съесть его самым последним и засыпает от опьянения. Одиссей и его товарищи достают приготовленный кол и вонзают его в глаз циклопа. Ослепленный Полифем, страдая от мучительной боли, громкими криками созывает других циклопов, которые спрашивают, что случилось, кто навредил ему. Никто! — отчаянно кричит циклоп, повторяя имя, которым назвался хитрый Одиссей. Если никто, возражают циклопы, что же ты кричишь? Если ты болен, обратись за помощью к своему отцу Посейдону.

Циклоп отодвигает камень у входа, чтобы выпустить стадо. Однако он ощупывает каждое животное, надеясь поймать дерзких пришельцев. Но Одиссей и тут не растерялся: он привязал каждого товарища под брюхом баранов, у которых была густая и длинная шерсть. Сам он спрятался под брюхом самого большого барана, любимца циклопа. Очутившись на безопасном расстоянии от пещеры циклопа, Одиссей отвязал товарищей и вместе с ними поспешил вернуться на свой корабль. Отплыв от берега, герой окликает циклопа и говорит, что гнев богов обрушился на Полифема за то, что он сожрал своих гостей. Циклоп швыряет в море огромный кусок скалы, надеясь разбить корабль. Товарищи

2 Зак. 2(574

упрашивают Одиссея молчать, но тот продолжает раздражать циклопа и называет свое настоящее имя: «Если, циклоп, у тебя из людей земнородных кто спросит, Как истреблен твой единственный глаз, ты на это ответствуй: Царь Одиссей, городов сокрушитель, героя Лаэрта Сын, знаменитый властитель Итаки, мне выколол глаз мой». Полифем обращается к своему отцу, морскому богу Посейдону, с просьбой не позволить Одиссею вернуться домой, а если это невозможно, то пусть он вернется после долгих скитаний, потеряв всех товарищей.

Покинув владения кровожадных циклопов, Одиссей и его товарищи прибыли на остров Эолия, где правит Эол, царь ветров. Он приветливо встретил Одиссея, а на прощанье дал ему мешок, в котором были заперты все ветра, кроме Зефира — западного ветра, который должен был пригнать корабли Одиссея к берегам Итаки. Эол предупредил героя, чтобы он не развязывал мешок, пока не окажется дома. Однако, когда вдали уже показались берега Итаки, усталый Одиссей задремал, а его товарищи, охваченные завистью (они думали, что Эол вручил ему сокровища), развязали мешок. Вырвавшиеся на волю ветры погнали корабли прочь от Итаки, назад к берегам Эолии. Одиссей обратился к Эолу с просьбой снова оказать помощь; однако тот счел, что герою явно не благоволят боги, и прогнал его.

Корабли Одиссея приплывают в страну лестригонов, которые оказались людоедами и сожрали многих товарищей Одиссея. У царя Итаки было двенадцать кораблей: все их лестригоны забросали огромными камнями, кроме того, на котором находился сам Одиссей, — он быстро перерубил якорный канат, и корабль уплыл.

Затем Одиссей прибыл нам остров Эя, где жила бессмертная волшебница Цирцея, дочь бога солнца Гелиоса. Увидев поднимающийся вдали дым, герой намеревается узнать, кто здесь живет, но его товарищи, помня о циклопе и лестригонах, опасаются новой ловушки. Одиссей разделил воинов на два отряда: один возглавил он сам, а другой поручил своему товарищу Еврилоху. Затем они бросили жребий, кому идти на разведку. Жребий выпал Еврилоху. Через некоторое время тот вернулся один и рассказал Одиссею, как пришли они к дому Цирцеи. Их встретили львы и волки, которые не бросились на них, а приветливо махали хвостами, как собаки. Цирцея пригласила гостей в дом, но Еврилох не вошел. Все остальные выпили зелье, которое дала им волшебница, и превратились в свиней, их Цирцея заперла в хлеву. Одиссей отправляется выручать товарищей, хотя Еврилох и отговаривал его, полагая, что это невозможно сделать. По дороге к дому Цирцеи Одиссей встречается с богом Гермесом, который учит его, как нужно вести себя с Цирцеей, и дает герою средство, разрушающее ее чары.

Одиссей приходит в дом богини, и она предлагает ему волшебное зелье. Однако, видя, что герой не превратился в свинью, она в испуге спрашивает, кто он и откуда. Волшебница догадывается, что он — Одиссей, который должен однажды прибыть на ее остров, как предсказал ей Гермес. Богиня согласилась вернуть спутникам Одиссея прежний облик, и царь Итаки с товарищами прожил год в ее владениях. Когда Одиссей заговорил о возвращении домой, богиня сообщила, что ему сначала следует побывать в царстве мертвых — Аиде — и спросить о будущем у души прорицателя Тиресия. Одиссею становится страшно, ведь

живому человеку нет пути в царство смерти. Однако богиня успокаивает его: ему просто нужно взойти на корабль и плыть, а она пошлет ветер, который пригонит его к берегам Аида. Там следует принести жертву, и из царства мертвых выйдут души. Однако первым приблизиться к принесенной жертве должен Тиресий.

Одиссей в точности выполнил все указания Цирцеи. Тиресий предсказывает, что путь героя к дому будет трудным, так как на него гневается Посейдон. Одиссею предстоит достигнуть острова Три - накрия, где пасутся стада бога солнца Гелиоса: если герой и его товарищи не тронут их, все они вернутся домой. Но если они зарежут животных Гелиоса, то все, кроме Одиссея, погибнут; сам же он вернется домой, где застанет женихов Пенелопы, пирующих за его счет. Отомстив женихам, Одиссей должен вновь отправиться в странствие и путешествовать до тех пор, пока он не достигнет земель, в которых люди не знают мореходного дела. «Если дорогой ты путника встретишь и путник тот спросит: “Что за лопату несешь на блестящем плече, иноземец?” — В землю весло водрузи — ты окончил свое роковое, Долгое странствие». Тиресий предрекает, что смерть не застанет Одиссея в странствиях — герою суждено прожить долго и умереть в глубокой старости.

Одиссей встретился и с душой своей матери Антиклеи, которая умерла во время его долгого отсутствия. Она рассказывает Одиссею о том, как живут его отец и сын, говорит, что верная Пенелопа ждет его. Одиссей видит и души многих прославленных женщин, которые рассказывают ему о своих судьбах. Видел он душу Агамемнона, убитого в любовником жены, и души других героев Троянской войны, Миноса, сына Зевса, судью в царстве мертвых, а также знаменитых преступников — Сизифа, Тантала — и героев древности.

Путешествие в царство мертвых — древний символический мотив, означающий смерть прошлого и возвращение к новой жизни, который присутствует в обрядах многих религий.

Одиссей, которого гонит бог Посейдон, должен стать иным, превзойти себя прежнего, чтобы одолеть в единоборстве с судьбой и вопреки гневу бога вернуться домой.

Из царства мертвых Одиссей возвращается в дом Цирцеи. Богиня предупреждает его о тех опасностях, которые будут подстерегать его в пути. Он будет проплывать мимо острова сирен, пение которых очаровывает людей и заставляет плыть на верную смерть. Волшебница советует герою залепить уши спутников воском, а самому приказать привязать себя к мачте. Далее можно выбрать один путь из двух возможных: один пролегает между Симплегадами, бродячими скалами, которые быстро смыкаются и давят проходящие корабли. Другой путь пролегает между двумя чудовищами, Скиллой и Харибдой. Цирцея, как и Тиресий, говорит Одиссею об острове Тринак - рия, где пасутся быки и бараны Гелиоса, и предостерегает героя от попыток поднять руку на священных животных.

Одиссей был единственным человеком, которому довелось услышать пение сирен и остаться в живых, так как он последовал совету Цирцеи. Когда же его корабль приблизился к тому месту, где обитали Скилла и Харибда, Одиссей приказал держаться подальше от скалы, на которой обитала Харибда, так как это чудовище то поглощало воду, то извергало и могло проглотить или потопить корабль. Однако, как заранее предупредила.

Одиссея Цирцея, шестиголовая Скилла проглотила шестерых спутников героя.

Когда корабль приближался к острову Тринакрия, Одиссей хотел проплыть мимо, не останавливаясь. Однако Еврилох стал спорить с ним, опираясь на поддержку товарищей. Тогда Одиссей потребовал от спутников клятву, что они не тронут священных животных бога Гелиоса. Лишь после этого царь позволил причалить к берегу. Но ночью разыгралась буря, которая продолжалась целый месяц.

Съестные припасы кончились, и однажды Еврилох, пользуясь отсутствием Одиссея, предложил товарищам зарезать быков Гелиоса. Лучше пусть бог, если он разгневается, убьет их быстро, чем медленно погибать от голода.

Численность быков и баранов бога солнца Гелиоса всегда остается одной и той же: и тех, и других по семь стад, в каждом из которых по пятьдесят животных. Существует версия, что они символизируют дни и ночи в году. Таким образом, спутники Одиссея, убив быков бога солнца, сами сократили срок своей жизни, что и происходит в поэме.

Одиссей возвращается, когда его спутники уже совершили святотатство и убили быков. Разгневанные боги дают знак: снятые с убитых животных кожи ползут по земле, а мясо издает рев. Однако даже это не останавливает товарищей героя: семь дней они закалывали и ели священных быков, пока буря не утихла. Но стоило кораблю выйти в море и отплыть от острова, как снова началась буря. Корабль тонет, все спутники Одиссея погибают, и только сам он спасается. Через десять

дней после кораблекрушения волны выбрасывают его на остров Огигия, где живет нимфа Калипсо. На этом Одиссей заканчивает свой рассказ в доме царя феаков Алкиноя, так как о своей жизни во владениях нимфы он рассказал раньше.

Феакийский корабль отвозит Одиссея и множество подарков, преподнесенных ему царем и другими знатными людьми, домой, на остров Итака. В пути герой заснул, и мореходы осторожно переносят спящего и сокровища на берег. Однако Посейдон по-прежнему гневается на Одиссея: не имея возможности далее вредить ему, он превращает корабль феаков, который уже виден с родного берега, в скалу, как это и было предсказано. Царь Алкиной, устрашенный этим, обращается к народу, говоря, что отныне феаки больше не будут развозить странников по домам, как раньше, и спешит принести жертву Посейдону, чтобы тот окончательно не задвинул гавань скалой.

Одиссей, проснувшись, сначала не узнает родных мест. К нему приходит Афина и говорит, что он на Итаке. Герой вместе с богиней прячут подарки феаков в пещере, а затем Афина советует Одиссею не сразу открываться домочадцам. Чтобы его не узнали близкие и враги, она придает герою облик старого нищего, в котором никто, конечно, не заподозрит прославленного героя Троянской войны. Афина также советует герою отправиться сначала к свинопасу Евмею, который верно служит Пенелопе и Телемаху. Богиня рассказывает Одиссею, что сын его сейчас в Спарте и женихи замыслили его убить, но она не позволит им этого сделать.

Затем Одиссей и Афина расстаются: богиня направляется в Спарту, а Одиссей идет в жилище свинопаса. Навстречу ему выбегают четыре сторожевые собаки, но свинопас выходит из хижины

и отгоняет их. Евмей приглашает странника в дом, предлагает ему еду и спрашивает, кто он и откуда. Одиссей рассказывает выдуманную историю, однако уверяет, что царь Итаки скоро вернется домой. Но свинопас не верит этому: нет, скорее всего, Одиссей давно погиб на чужбине.

Между тем Афина прибывает в Спарту и побуждает Телемаха поскорее возвращаться домой. Она предупреждает его о засаде, устроенной женихами, и советует, как избежать опасности. Вернувшись на Итаку, Телемах должен пойти в дом свинопаса и оттуда послать весть Пенелопе о своем возвращении.

Телемах и Одиссей встречаются в жилище свинопаса. Когда Евмей выходит из хижины, чтобы послать гонца к Пенелопе с вестью о возвращении сына, Афина меняет облик Одиссея, делает его моложе и красивее. Телемах думает, что перед ним кто-то из богов — иначе как этот человек, только что казавшийся убогим нищим, вдруг стал величественным и могучим? Но Одиссей уверяет сына, что он вовсе не божество, а его отец. Его превращение — это дело рук Афины. Отец с сыном обсуждают, как расправиться с женихами.

Одиссей говорит сыну, что завтра он придет в свой дом, по-прежнему под видом нищего, вместе со свинопасом. Если женихи станут насмехаться над ним, Телемах не должен подавать вида, что это сильно его трогает. Также сыну следует унести все оружие из того зала, где обычно пируют женихи. Если они спросят, почему он это делает, он должен сказать, что от дыма и копоти оружие испортилось. Телемах должен ждать знака от отца, когда следует начать бой с женихами, а до тех пор никому не говорить об этом замысле — ни матери, ни кому-либо из слуг.

Женихи узнают о возвращении царевича. Их мнение разделяется: одни считают, что Телемаха нужно подстеречь и убить, а другие против подобного преступления.

Пенелопа выходит к женихам и укоряет их за то, что они бесчинствуют в доме Одиссея и злоумышляют против его сына. Те стараются уверить ее, что царевичу нечего их опасаться, хотя замышляют другое.

Одиссей с Евмеем приходят в дом. Женихи насмехаются над ним и заставляют его бороться с другим нищим по прозвищу Ир, которого Одиссей побеждает. Пенелопа беседует со странником, желая узнать что-нибудь о судьбе пропавшего мужа. Он уверяет царицу, что Одиссей скоро вернется, но не открывается перед ней, хотя и не сомневается в ее верности. Но Одиссея узнала старая няня Евриклея. Она мыла страннику ноги и заметила шрам от раны, которую во время охоты нанес юному Одиссею вепрь. Одиссей требует, чтобы Евриклея никому ничего не говорила о нем.

Пенелопа дает женихам лук Одиссея — она выберет в мужья того, кто попадет в цель. Накануне этого состязания Одиссей открывается Евмею и еще одному слуге, Филойтию, которые охотно соглашаются помогать ему и Телемаху в бою с женихами. Никто из женихов оказывается не в силах даже согнуть лук царя Итаки. Тогда Одиссей просит дать лук ему. Женихи не хотят, но в конце концов соглашаются. Одиссей попадает в цель, а затем убивает одного из женихов, Антиноя, который больше всех насмехался над ним. Вместе с сыном и двумя верными слугами он убивает всех женихов. При этом присутствует и богиня Афина, которая помогает герою. Расправившись с врагами, Одиссей посылает Евриклею к Пенелопе. Когда он описывает

кровать, которую когда-то сам сделал, жена убеждается, что перед ней Одиссей. Он рассказывает ей все, что с ним случилось, в том числе и о предсказании Тиресия относительно предстоящих ему новых странствий.

Души убитых женихов приходят в Аид, где встречаются с душами героев Троянской войны. Узнав о деяниях Одиссея и о верности его жены, тень Агамемнона предрекает, что слава Пенелопы сохранится в песнях.

Одиссей встречается со своим отцом Лаэртом, и тот радуется возвращению сына. Тем временем родные убитых женихов вооружаются. Между ними и сторонниками Одиссея начинается бой, но Афина быстро прекращает битву и заставляет противников помириться. На этом завершается «Одиссея».

Краткие содержания

Комментарии закрыты.