БЫЛИНА - лучшее сочинение

*

Былины — русские народные эпические сказания. Они возникли приблизительно в IX—XIII вв. Героями былин являются богатыри — могучие, доблестные герои, защитники Руси. В их образах нашли отражение нравственные и социальные идеалы народа. Былины обычно исполнялись на княжеских пирах под аккомпанемент гуслей. В разных областях существовали свои особенности исполнения былин: северные былины исполнялись одним человеком, южные былины исполнял хор. Различался и напев былин: северные близки к декламации <выразительное чтение>, южные — к песням донских казаков.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Илья МуромецОдин из самых любимых на - родных героев. Христианская церковь признала его святым и установила день празднования его памяти.

Он был сыном простого русского крестьянина и родился в селе Карачарово, неподалеку от города Муром, отчего и прозван был по существовавшей в древности и средние века традиции по имени родного городаМуромцем. До тридца ти лет Илья не мог ходить и сидел в избе родителей, но был чудесно исцелен странникамиКаликами перехожими. По их слову он получил большую физическую силу и захотел стать защитником родной земли от врагов.

Былины об Илье Муромце сложились приблизительно в XII—XIII вв., когда Русь постоянно подвергалась набегам различных воинственных племен: печенегов, половцев, хазаров и др. Противники ИльиЭто собирательные образы врагов Русской земли, но в то же время и древние символы стражей дороги, по которой едет герой. Недаром в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Илья очищает «дорожку прямоезжую», по которой до этого никто не мог пройти.

Илья Муромец утром выехал из родного села, побывал в церкви в городе Муром и направился в сторону Киева. Подъезжая к Чернигову, он увидел под стенами города огромное вражеское войско. Илья Муромец перебил войско, и жители Чернигова стали приглашать его стать их воеводой. Однако герой отказался и просил только указать ему «дорожку прямоезжую» до Киева. Горожане ответили ему, что прямой дорогой до Киева никто давно не ходит, она завалена деревьями и заросла травой, потому что у грязи черной, у кривой березы, у речки Смородина, у креста «у Левонидова» на дубе сидит Соловей-разбойник. Когда он свищет по-соловьиному, кричит по-звериному, трава вянет, цветы осыпаются, деревья склоняются к земле, а люди падают замертво. Потому-то никто и не рискует ездить «дорожкой прямоезжею».

Илья Муромец поехал прямой дорогой. От свиста Соловья-разбойника, как и предупреждали черниговцы, завяли цветы и травы, а конь Ильи стал спотыкаться. Рассердился тогда Илья, взял плеть, стал бить и бранить коня: почему он, «волчья сыть», «травяной мешок», стал спотыкаться? Разве никогда не слышал он соловьиного свиста и звериных криков? Взял тут Илья Муромец свой лук, натянул тетиву и пустил стрелу в Соловья-разбойника. Попала стрела в правый глаз Соловью, и упал он с дуба на землю. Тут привязал его Илья к правому стремени и поехал дальше по полю. Когда проезжал он мимо дома Соловья, в это время смотрели в окно три дочери разбойника. Старшая посмотрела и сказала сестрам, что едет их батюшка и везет деревенского мужика, прикованного к правому стремени. То же самое сказала и средняя дочь,

и только младшая дочь Соловья, самая любимая, сказала, что едет по чистому полю «мужичищо-деревенщина» и везет их батюшку, прикованного к стремени. Тут позвала она своего мужа и мужей своих сестер, велела брать охотничьи рогатины да идти выручать Соловья.

Побежали зятья Соловья в чистое поле, намереваясь сражаться с Ильей, но Соловей-разбойник запретил им это, а велел звать богатыря в гости и потчевать, как дорогого гостя. Но Илья не согласился идти в дом Соловья, а поехал прямиком в Киев, где княжил Владимир Красное Солнышко. Стал; князь спрашивать Илью, кто он такой и откуда. | Богатырь отвечал, что родом он из села Карачарово, что под славным городом Муром, а зовут его; Илья Муромец, сын Ивана. Дальше спрашивает его Владимир, давно ли выехал Илья Муромец из род ного города. И сказал Илья, что утреннюю службу в храме слушал он в Муроме, а к дневной службе Хотел успеть в Киев, да задержался дорогой, проезжая мимо города Чернигов, да мимо грязи черной, мимо речки Смородина, мимо кривой березы да креста Левонидова.

Не поверил таким речам князь Владимир: «Ай; же мужичищо-деревенщина, Во глазах мужик да подлыгаешься, Во глазах мужик да насмехаешься!» Ведь у Чернигова стоит войско несметное, а у речки Смородина сидит Соловей-разбойник, и никто не остается в живых, услышав его свист. Илья же отвечает, что Соловей-разбойник сейчас во дворе у князя, прикован к правому стремени богатырского коня, а правый глаз у Соловья выбит стрелой.

Тут накинул Владимир шубу на плечо, надел шапку и вышел во двор, чтобы посмотреть на Соловья. Приказал князь Соловью засвистать по-соловьиному, закричать по-звериному. Не послушался его Соловей-разбойник — сказал, что только Илья Муромец может приказывать ему. Тогда князь обратился к Илье, чтобы тот приказал Соловью засвистать. Илья приказал ему свистнуть в «полсвисту», но Соловей попросил сначала подать ему чарку «зелена вина». Налил князь Владимир чарку, в которую помещалось полтора ведра, и поднес ее Соловью-разбойнику. Выпил тот и засвистел так, что крыши на домах покривились, а люди попадали замертво, Владимир же от страха спрятался под шубой. Сел Илья Муромец на богатырского коня, повез Соловья в чистое поле и срубил ему там буйную голову. И сказал Илья, что хватит Соловью свистать по-соловьиному, кричать по-звериному, отнимать у родителей детей, у женщин мужей, а детей оставлять сиротами.

Илью Муромца славят в веках, потому что он был заступником простых людей.

Садко

Сказание о Садко и его приключениях относится к былинам новгородского цикла. Отдельные мотивы этой былины встречаются в легендах многих народов, однако существует версия, что Садко был реальной исторической личностьюНовгородским купцом, который в 1167 г. выстроил в Новгороде церковь. Интересно отметить, что об этом упоминается и в былине.

Своеобразие художественного образа Садко в том, что он отнюдь не могучий и доблестный бога тырь, как, например, Илья Муромец. Однако музыкальный дар Садко позволяет ему воздействовать не произведениях разных народов и эпох, вновь повторяется вечный мотив таинственной, почти сверхъестественной силы подлинного искусства.

В славном городе Новгород жил гусляр Садко. Не было у него богатства, и жил он тем, что веселил на пирах богатых бояр и купцов игрой на гуслях. Но однажды случилось так, что целых три дня никто не приглашал Садко на пир. На третий день стало ему скучно, и пошел он к Ильмень-озеру, сел, на камень и заиграл на гуслях. Играл он с утра до вечера, и под вечер взволновались воды озера, заходили по нему высокие волны, поднимавшие песок с самого дна. Испугался Садко и поспешил вернуться в город. Но прошло еще три дня, и опять никто не звал гусляра на пир. Снова пришел Садко на берег Ильмень-озера, и снова все повторилось, как в прошлый раз. Прошло еще три дня. Никто не позвал Садко на пир, и пришел он в третий раз на берег озера. Однако на этот раз не ушел он прочь, когда забурлили воды озера. И вышел на берег водяной царь, и заговорил он с гусляром.

Царь Ильмень-озера поблагодарил Садко за его игру, которой он развеселил его самого и его гостей. Водяной царь захотел наградить гусляра и сказал ему, что на следующий день Садко позовут на пир, а когда гости выпьют, наедятся и развеселятся, то начнут хвалиться, кто чем может. Тогда Садко должен сказать, что ему известно о чуде: в водах Ильменя водятся рыбы с золотой чешуей. Богатые купцы не поверят ему, но он должен взять с них обещание, что в случае его правоты они обязуются отдать ему лавки с дорогими товарами. Когда придут они на берег озера и закинут три сети, водяной царь в каждую сеть пошлет по чудесной рыбине с золотой чешуей.

Все произошло так, как обещал царь Ильмень - озера. На следующий день Садко пригласили на пир. Когда гости напились-наелись, стали они друг перед другом хвастаться: кто богатством, кто добрым конем, кто удалью; умный хвалится родителями, а дурак — молодой женой. Только один Садко ничем не хвалится; и стали спрашивать его купцы, отчего же он молчит. Садко отвечал им, что ему нечем хвалиться перед ними: нет у него ни золота, ни пригожей жены. Разве только похвалиться тем, что знает он тайну — водятся в Ильмень-озере рыбы с золотой чешуей. Стали спорить с ним купцы новгородские: нет таких рыб в Ильмень-озере. Предложил им тогда Садко побиться об заклад. Сам поставил он свою буйну голову, так как ничего больше у него не было, а купцы заложили шесть лавок в гостином ряду, все с товарами дорогими.

Поехали купцы и Садко на берег Ильмень-озера, закинули три сети, и попало в каждую по рыбе с золотой чешуей. Достались шесть лавок Садко, записался он в купцы и стал торговать. Торговал он в Новгороде, ездил и по многим другим местам. Стал Садко богат. Женился он и выстроил себе белокаменные палаты, дивно украшенные. Устроил он однажды у себя пир. Пригласил он бояр и купцов, священнослужителей и простых новгородцев. И сказал Садко, что теперь он так богат, что может скупить все товары в городе. И поспорил он на тридцать тысяч, что сможет выполнить это. На следующий день вышел он с дружиной и скупил все товары во всех лавках. И на следующий день скупил он все товары. А на третий день увидел он в лавках товары не новгородские, а московские. Призадумался Садко, понял, что, если даже и скупит он товары московские, привезут купцы товары заморские, и не хватит у него казны. Как ни богат Садко, а все же не богаче он Новгорода. Отдал он проспоренные тридцать тысяч и отказался от своих самонадеянных слов.

Построил Садко тридцать черных кораблей, погрузил на них все товары и поехал по реке Волхов в Ладожское озеро, а потом по Неве-реке, из Невы в синее море. Прибыл он в Золотую Орду и продал товары новгородские. Получил Садко большую прибыль: золотом, серебром и жемчугом наполнил он много бочек. Поплыл он с дружиной назад, но застала их в море буря. И сказал тогда Садко дружине своей храброй, что много ездили они по синему морю, а не платили дани Морскому царю. Видно, требует царь дани.

Приказал Садко бросить в море бочку с золотом, да не унимается буря. Приказал тогда Садко бросить бочку с серебром — все по-прежнему море бушует. Тогда приказал Садко бросить бочку с жемчугом, но не утихло море. Понял тогда Садко, что требует Морской царь человека, который бросится в море. Велел он дружине сделать жребии из ивняка и бросить в море, а сам сделал себе жребий из золота. Все жребии выплыли, а жребий Садко утонул. Тогда сказал Садко, что неправильными были жребии. Пусть дружина сделает жребии из золота, а сам сделал жребий из дуба. Но снова потонул только жребий Садко. И в третий раз пустили они жребии: дружинники — дубовые, а Садко — липовый. Однако снова ушел на дно жребий Садко. Понял он, что именно его требует к себе царь Морской. Приказал Садко принести перо лебединое,

* <

чернильницу и бумаги. Написал он завещание. Многое из своего имения раздарил он церквям и нищим, не забыл и жену молодую, и свою верную дружину.

Загоревал, заплакал Садко, велел опустить на волны доску дубовую. Сошел он на нее с корабля и взял свои гусли яровчатые. Лишь сошел Садко с корабля, прекратилась буря, и поплыли корабли дальше. Понесли волны и доску с Садко. Заснул он, а когда проснулся, увидел, что очутился он в подводном царстве, возле белокаменных палат царя Морского. Вошел Садко в палаты и увидел царя Морского. Тот приказал ему сыграть на гуслях. Заиграл Садко, и начал плясать царь Морской, да так, что началась буря и стала топить многие корабли. В ту пору многие люди стали молиться святому Николаю Можайскому, покровителю мореплавателей, чтобы спас он их от неминуемой смерти. Почувствовал Садко, что кто-то прикоснулся к его плечу, обернулся и увидел седого старика. Сказал старик, что довольно уж гусляру играть, на что Садко ответил, что нет теперь у него своей воли, потому что он пленник царя Морского. Тогда старик научил его, что делать: оборвать струны на гуслях, а царю сказать, что других нет. Рассказал ему старик, что дальше царь Морской предложит ему жениться и выбрать себе невесту. Пройдет мимо триста девиц, и еще триста девиц, и еще триста — а за ними идет последняя, и зовут ее Чернава. Ту девушку и следует выбрать Садко, потому что в этом случае он сможет вернуться на землю. Правда, старик предостерег его, что возвращение станет возможным только в том случае, если Садко выполнит одно условие: «А смотри, не твори блуда ни какого-то. С той девицею со Чернавою... А ежели сотворишь как блуд ты в синем море, Так ты останешься навеки да в синем море...».

Чернава — повелительница реки, носящей одно с ней имя; если герой выполнит условие, о котором предупредил его старик, она вынесет его на берег неподалеку от Новгорода. Сам же этот старец — святой Николай Можайский. Расставаясь с Садко, он велел тому, когда он вернется домой, выстроить церковь. Святой исчез, а Садко поступил так, как тот научил его: оборвал струны на гуслях, а царю Морскому сказал, что других струн у него нет. Тогда стал спрашивать его царь Морской, не хочет ли Садко жениться. Тот отвечал, что он во власти Морского царя.

На следующий день велел царь Морской выбрать невесту по сердцу. Прошли мимо триста девиц, все красавицы, и еще триста, и еще триста. Вот идет последняя, лучше всех, которую зовут Чернавой. Выбрал ее Садко, и начался веселый свадебный пир. Когда же остался Садко наедине с девицей, не позабыл он, что сказал ему святой Николай Можайский. Не коснулся он девицы и мирно заснул, а когда проснулся, то обнаружил, что он на берегу реки Чернава. Увидел Садко корабли свои на реке Волхов, а дружина его и молодая жена поминали его, считая погибшим. Как увидели они Садко живым и невредимым, удивились и обрадовались. Выгрузил Садко с кораблей все свое богатство и выстроил две церкви: одну во имя святого Николая Можайского, а другую во имя Пресвятой Богородицы. Больше Садко не ездил по синему морю, а жил в своем родном Новгороде.

Краткие содержания

Комментарии закрыты.