ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ краткие биографические сведения - лучшее сочинение

Талантливый русский писатель XIX в. В. Ф. Одоевский в своем творчестве уделял пристальное внимание жизни светского общества. Писатель хорошо знал привычки и правила, характерные для светских людей. Именно поэтому его сочинения столь реалистичны.

Некоторые произведения В. Ф. Одоевский посвятил детям, в них он касался многих важных вопросов, которые мо-

Гут быть не только интересны, но и поучительны для подрастающих поколений.

Отрывки из журнала Маши

Дневник десятилетней девочки Маши позволяет не только узнать подробности ее жизни, но и осознать, насколько серьезным и внимательным было отношение к детям в некоторых дворянских семьях.

Без сомнения, родители Маши являются людьми образованными и очень умными. Они не балуют своих детей, а учат их справляться с трудностями реальной жизни.

Дневник Маши показывает, как взрослеет сама девочка, как она становится серьезнее, как в ней просыпаются ответственность, желание помогать старшим, намерение быть хорошей хозяйкой, стремление справляться со своими недостатками, становясь лучше, честнее, мудрее.

января 18 года

Маше исполнилось десять лет, и мама предложила ей с сегодняшнего дня каждый день записывать все, что с ней случается. Девочка была очень рада такому предложению. Ведь это означало, что она теперь уже большая. К тому же Маша подумала, что через некоторое время будет очень интересно прочитать свой днёвник, вспомнить все, что когда-то было. Однако девочка не могла не признать, что писать каждый день ей будет нелегко. Ведь раньше она брала перо в руки лишь для того, чтобы делать уроки или написать коротенькое письмо к бабушке. Но Маша решила не обращать внимания на трудности и начать свой дневник.

Она описала впечатления этого дня. Едва проснувшись, Маша увидела подарки своей мамы. Мама подарила девочке «прекрасную книжку в сафьяновом переплете», а папа — «очень хорошенькую чернильницу с колокольчиком». Девочка была рада, она собралась положить подарки на стол, чтобы он был похож на папин.

января

В это день Маша пишет, что показала своей маменьке записи в журнале. Но мама осталась недовольна, ведь Маша не написала, что делала утром и после обеда.

Маше нечего было возразить, потому что накануне она вела себя не лучшим образом. Оказывается, вот что случилось: утром брат Вася предложил ей поиграть. Но девочка показала брату свою книжку-дневник и сказала, что она теперь уже большая и не может с ним играть. Вася расплакался, взял книжку и бросил ее под стол. Маша тоже рассердилась, повернула брата к дверям и толкнула его. Вася упал и ушибся.

Няня стала ругать Машу. Но девочка сказала, что брат заслужил это. В этот момент зашла мама и увидела, что случилось. Она приказала Маше сидеть в своей комнате. Только вечером Маша помирилась с братом. Но писать все это в дневник она не хотела. И поэтому сегодня девочка спросила: неужели нужно записывать даже свои дурные поступки?

Мама ответила, что нужно записывать даже плохие поступки. Иначе в журнале не будет никакой пользы: «Он пишется для того, чтобы в нем находилось все, что человек делает в продолжение дня, чтобы потом, прочитывая записанное, он не забывал о своих дурных поступках и старался бы исправиться». Именно это называется «отдавать себе отчет в своей жизни».

Маша признается, что это очень трудно. Ведь тогда не удастся забыть ни одной шалости.

Девочка пишет, что сегодня все ей были довольны. После обеда она играла с братом Васей в солдатики, хотя совсем не любит эту игру. За это ее похвалила маменька. Вася был очень доволен и расцеловал свою сестренку. И Маше стало очень весело.

января

Сегодня к Машиным родителям в гости приехала очень красивая и нарядная дама.

Девочка обратила внимание на ее прелестную шляпку с перьями и решила сделать такую же для куклы.

Взрослые беседовали в гостиной. После обеда Маша зашла туда. Она не все поняла из разговора взрослых, но заметила, что гостья удивлялась, почему в доме так мало слуг, но все в полном порядке.

Она сказала Машиной маме, что той, наверное, повезло в выборе людей. Но мама ответила, что сама занимается всем хозяйством. Гостья ответила, что у нее самой это никак не получается. Тогда Машин папа спросил, кто же у них смотрит за домом. Оказалось, что это делает муж нарядной дамы.

Тогда Машенькин папа сказал, что теперь понятно, почему при таком количестве слуг в доме все не так, как надо. Ведь хозяин занят на службе, вот ему и некогда заниматься хозяйством. Следовательно, домом никто вообще и не занимается. Дама ответила, что это все практически так. И она не знает, что с этим делать.

Машин папа сказал, что задача женщины — заниматься хозяйством, следить за счетами, смотреть за порядком. Но нарядная дама ответила, что для нее это невозможно. Она совсем не так была воспитана. До замужества дама даже понятия не имела о том, как вести хозяйство. Она умела только играть в куклы, танцевать и наряжаться. Теперь она и рада бы заняться хозяйством, но не знает, как приняться за это дело. И поэтому, если она дает какое-то приказание, получается чепуха. И из-за этого она в отчаянии и предоставила хозяйство мужу.

Маша слышала, что папа стал объяснять гостье, что нужно делать, чтобы научиться вести хозяйство.

Девочка многого не понимала из его слов. Вдруг приехали за дамой и сообщили, что ее маленькому ребенку после еды стало очень плохо. Дама испугалась, упала в обморок. Когда пришла в себя, Машина мама решила поехать вместе с ней.

января

Машина мама накануне вернулась поздно. Оказалось, что ребенок нарядной дамы заболел от того, что его накормили из какой-то нелуженой кастрюльки. То есть поверхность кастрюли не была покрыта безопасным для человека веществом. Поэтому ребенок отравился.

Мама сказала, что врачи полагают: ребенок не доживет до утра.

Машина мама плакала, рассказывая о страданиях малыша. И Маша сама стала плакать. Она не могла понять, как ребенок заболел от нелуженой кастрюльки. Но папа сказал: «Вот что может про-

Изоити, когда мать семейства сама не занимается хозяйством!»

Маша спросила отца, неужели ребенок умирает оттого, что его мама не занимается хозяйством. И папенька объяснил, что, если бы даму с детства учили заниматься не танцами, а хозяйством, такой беды бы не произошло.

Девочка бросилась на шею к маме и стала просить научить ее вести хозяйство. Мама согласилась, но сказала, что сразу этому научиться нельзя. Поэтому учиться нужно постепенно. Машина мама спросила, заметила ли Маша, что, когда прачка Авдотья приносит белье к няне, та принимает его по счету. Конечно, Маша это замечала. И мама сказала дочке, что теперь она сама будет принимать белье от прачки.

Маша спросила, как ей вспомнить, сколько должно быть белья. Ведь и няня часто ошибалась и спорила с Авдотьей. Мама сказала, что ничего удивительного в этом нет, ведь нянюшка неграмотная, не умеет читать и писать. А Маша уже знает грамоту, умеет читать и писать. Так что ей будет намного легче.

Мама велела девочке записать на бумаге, сколько и какого белья должно быть. И когда Авдотья будет его приносить, глядя на бумажку, легко можно проверить, все ли на месте. Маша сказала, что это будет легко.

Мама заметила, что, когда Машу учили грамоте, она скучала и не понимала, для чего ей это нужно. А теперь пришла пора использовать свои знания.

Девочка сказала, что теперь верит маме. Но разве белье принадлежит к хозяйству? Мама ответила, что белье составляет часть хозяйства. И порядок должен быть во всем.

января

Утром сообщили, что бедный ребенок нарядной дамы умер, и сама дама в отчаянии. Маша поняла, что ее родители правы и нужно учиться следить за хозяйством.

Маша в этот день принимала белье от няни, составила список вещей и отдала их прачке. Авдотья должна возвратить белье через четыре дня. Маша спросила маму, как узнать, сколько мыла нужно для стирки.

Мама похвалила дочку за этот вопрос и сказала, что на один пуд белья нужно один фунт мыла. Девочка велела взвесить белье, вышло полпуда. Значит, нужно полфунта мыла.

Маша заметила, что папе принесли какие-то свертки. Он развернул их на столе. Девочка спросила, что это. Оказалось, что это географические карты. Папа объяснил, что географические карты изображают землю.

Девочка поинтересовалась, можно ли найти на картах Петербург. Папа сказал, что можно. И это несмотря на то, что на карте не видно ни домов, ни улиц.

Папа нарисовал план комнаты, в которой они находились. Он объяснил, что можно нарисовать уменьшенный план дома.

Точно так же рисуют уменьшенный план улицы, города или целой страны. Маша сказала, что хотела бы узнать другие страны. Папа ответил, что когда-нибудь она непременно все это узнает. Но для этого нужно учиться истории.

Г

17 января

Маша принимала белье. Все у нее получилось очень ловко. Няня даже удивилась и немного рассердилась. Ведь девочке не пришлось спорить с Авдотьей, как делала она сама. Теперь Маша на своем опыте поняла, что мама была права: ученье на самом деле очень полезно.

Мама была Довольна девочкой и сказала, что послезавтра они поедут на детский бал к графине Воротынской. Маша очень обрадовалась.

В этот день Маша стала беседовать с папой о том, что такое история.

Папа сказал дочке: «История, моя милая, есть то, что ты теперь в руках держишь». Девочка держала в руках свой журнал и поэтому не совсем поняла, что имел в виду папа.

Тогда отец объяснил, что описание происшествий, которые с кем-то случились, и есть история. И когда Маша описывает, что с ней случается, то пишет свою историю.

Папа предложил представить, что он сам и мама тоже пишут подобные журналы-дневники и Вася, когда подрастет, будет делать то же самое. Если эти журналы соединить, то получится история семьи. Папа также сказал дочке, что его отец, а ее дедушка тоже мог писать свою историю. То же самое мог делать и ее прадед. Маша посмотрела на портрет прадедушки и сказала, что была бы рада, если бы он на самом деле писал свою историю.

Папа спросил, для чего это нужно Маше. Девочка сказала, что тогда она могла бы узнать, почему прадедушка одет не так, как одеваются сейчас.

Папа похвалил Машу за своевременный вопрос. Он сказал, что дедушка одет по обычаям того времени. И разница была не только в одежде, но и в разговоре, и в образе мыслей. Папа сказал, что то же самое относится к дедушке его дедушки.

В их доме был его портрет, на котором был изображен старичок с бородой. Папа сказал, что он не только носил бороду, но и ходил в длинном кафтане, который был подпоясан кушаком. В доме не было кресел, диванов, фортепьяно. Были только дубовые скамейки. И ездил дедушка его дедушки не в карете, а верхом. А жена его всегда ходила под фатою, никогда не показывалась посторонним людям. Она не посещала театры, не была на балах. И они были неграмотными. Маша сказала, что это все очень интересно.

Папа сказал, что все это можно узнать из истории. Но можно узнать не только историю отдельной семьи, а историю всего народа как России, так и других стран. Папа рассказывал дочке, что все народы не похожи друг на друга. У них у всех разные обычаи, и все это можно узнать из истории.

января

Мама подарила Маше набор кухонных принадлежностей, чтобы она знала, что нужно на кухне. Девочка была в восхищении. Она несколько раз перебирала набор, спрашивала у няни, как что называется. Но потом няня сказала, что нужно собираться и ехать на бал.

января

Девочка пишет, что вчера очень устала и поэтому не могла взяться за перо. Но зато сегодня опишет все, что вчера случилось.

Маша была на балу у графини Воротынской. Было очень весело. Играла музыка, все гости были нарядными, в комнатах все блестело.

Маша села рядом с девочкой в простом наряде. На ней было белое кисейное платье и поношенные перчатки.

Девочка была очень приветливой, и Маша с удовольствием с ней беседовала. Новую знакомую звали Таней. Она научила Машу вырезать картинки и наклеивать на дерево или стекло, переводить живые цветы на бумагу, срисовывать картинки. Маше все это было очень интересно.

Потом к Маше бросились ее подруги. Но с Та

Ней они не разговаривали, ооорачивались к ней спиной. Маше это было неприятно. И она стала сама постоянно разговаривать с Таней.

Вдруг графиня Мими, маленькая хозяйка дома, взяла Машу за руку и сказала, что хочет показать ей другие комнаты. Когда они отошли, Мими спросила, зачем Маша разговаривает с этой девочкой, с ней не нужно дружить. Маша возразила, что Таня очень мила.

Но Мими сказала, что не знает, зачем маменька пригласила Таню. Ведь она дочь учителя, на ней плохие перчатки, некрасивые башмаки. Также Мими сказала, что Таня дома ходит на кухню. (Это не было принято в высшем обществе). Маше было очень жалко Таню, она хотела за нее заступиться. Но все девочки стали смеяться и повторять: «Ходит на кухню, кухарка, кухарка».

Маша не могла ничего сказать. Начались танцы. Все смеялись над Таней, говорили: посмотрите, как танцует кухарка! Одна из девочек подошла к Тане и сказала, что от нее пахнет кухней. Таня ответила, что этого не может быть. Она оставила дома платье, в котором ходит на кухню, теперь она одета в другое.

Девочки ухватились за ее слова, стали кричать: «Так вы ходите на кухню?» Таня согласилась и спросила, разве они сами не ходят. Она сказала, что ее папа считает, каждая девочка должна приучаться к хозяйству. Но тут одна из присутствующих девочек сказала, что Таня и они — это «совсем другое!»

Таня спросила, какая же между нами разница. Гордая девочка ответила, что разница просто огромная. Ведь у Тани отец — учитель, а у самой девочки — генерал в больших эполетах, со звездой. Танин отец нанимается, а отец девочки нанимает.

Таня чуть не плакала. Все оставили ее одну. Маша сделала то же самое. Ей было стыдно за себя. Но она не могла противостоять девочкам. Таня стояла одна, с ней никто не разговаривал. Тут мама графини Мими заметила, что к Тане все относятся плохо.

И тогда графиня позвала девочек в другую комнату. Она сказала: «Как это хорошо, что вы теперь все вместе, все вы такие милые, прекрасные, — я бы хотела иметь ваши портреты; это очень легко и скоро можно сделать: каждая из вас сделает по тени силуэт другой, и, таким образом, мы в одну минуту составим целую коллекцию портретов, и, в воспоминание нынешнего вечера, я повешу их в этой комнате».

Все задумались, взяли карандаши и бумагу. Но у всех выходили каракули. Девочки бросили это дело. Только Таня сразу же обвела силуэт графини Мими, взяла ножницы, вырезала. Получился чудесный силуэт Мими. Все вскрикнули от удивления.

Маше очень хотелось, чтобы Таня сделала и ее силуэт. Но ей было стыдно просить Таню после того, как она вместе с другими девочками отвернулась от нее. Но сама Таня вдруг вызвалась сделать силуэт Маши. Получилось очень похоже, Таня отдала силуэт Маши графине.

Потом Таня поняла, что Маше хочется оставить силуэт у себя. Она сделала еще один, еще лучше прежнего, и подарила ей. Маша бросилась на шею

К Тане и попросила у нее прощения. Графине Мими было очень стыдно, она не знала, куда деваться от стыда. Но на этом все не закончилось.

В комнате стояло фортепьяно. Графиня Воротынская, хозяйка дома, предложила девочкам сыграть.

Сама графиня Мими, дочь хозяйки, играла очень плохо, постоянно делала ошибки. Другие девочки также играли плохо. Но когда стала играть Таня, все поняли, что она играет на редкость хорошо. Все были поражены. Маша сама умела неплохо играть. Но ей не хотелось отнимать торжество у Тани. И поэтому она сыграла простую сонату, которую выучила еще очень давно. Машу тоже хвалили. Но Таню хвалили гораздо больше.

Мама Маши поняла, почему дочь так поступила и похвалила ее за доброе сердце. Маша спросила у мамы разрешения пригласить Таню в гости, и маменька разрешила ей это сделать.

29 января

Маша пишет, что сегодня папенька позвал всех

*1

Детей и предложил поиграть. На столе у него была географическая карта, наклеенная на доску. На месте городов были маленькие дырочки. Отец раздал детям по нескольку пуговок, на них были написаны разные города.

Папа напомнил, что в прошлом году они ездили в Москву и, наверное, помнят все города, которые довелось проезжать. Он предложил представить, что они все едут в Москву. Но кучера не знают дороги, поэтому приходится говорить им, через какой город нужно ехать.

В дырочки на карте нужно вставлять пуговки - города. Если у кого-то остается пуговка, которую игрок не знает, куда поместить, ему придется заплатить другим участникам игры по серебряному пятаку. Ведь если бы на самом деле они путешествовали, то при неправильно выбранной дороге деньги были бы потрачены напрасно.

Маша сказала, что игра очень легкая. Ведь на карте указаны все города: «Вот, видите ли, вот Петербург, а от него идет линеечка, а на этой линеечке вот Новгород, вот Торжок, вот Тверь». Дети поставили пуговки на места. Трудно было только Васе, но Маша ему помогла. Папа похвалил детей, сказал, что очень ими доволен, и заплатил каждому по пятачку.

Потом папа сказал, что нужно проверить, на самом ли деле они хорошо помнят дорогу. И он положил другую карту. Это тоже была карта России, но на ней не было надписей. Дети должны были сами угадывать города. Папа сказал, что такие карты называются немыми. Он на первый раз показал место Петербурга и велел найти дорогу в Москву. За каждую ошибку дети должны были заплатить пятачок.

Маша сказала, что это очень легко. И они с братьями стали ставить пуговки одну за другой. Папа достал прежнюю карту и стал сравнивать. Он засмеялся: «Хорошо! Новгород поставлен на место; а теперь... ге! ге! Вместо Крестцов вы меня завез-

Ч

Ли в Порхов, потом на Великие Луки. Торжок залетел в Велиж, Тверь в Поречье, и Смоленск вы приняли за Москву. Покорно благодарю: прошу расплатиться за мой напрасный проезд». Пятачки

Детей снова перешли к папе.

Маша сказала, что ошибиться было легко. Ведь две дороги шли вниз, а Смоленск находится на одном расстоянии с Москвой.

Папа сказал, что ошибка простительна. И он добавил, что есть средство узнавать на карте место —

Нужно взять карту, посмотреть на те места, которые нужно заметить, потом следует закрыть глаза и в уме представить то, что видели на карте. Затем нужно наметить увиденное на карте, на бумаге и затем сверить с картой.

мая 1834 года

Маша пишет, что вчера она вошла в комнату мамы и увидела на столе большой кожаный мешок. Девочка хотела его приподнять, но он был очень тяжелый. Она спросила у маменьки, что это такое. Мама ответила, что в мешке деньги. Здесь было пятьсот рублей. Маша поразилась. Это была большая сумма. А между тем мама всегда говорила, что они небогаты. Маша спросила об этом.

Мама улыбнулась и предложила дочке ответить на вопрос: что значит быть богатой? Маша ответила, что быть богатой — это значит иметь много денег.

Мама опять спросила, что такое деньги. Маша ответила, что деньги — это рубли, полтинники, четвертаки, двугривенные, гривенники, пятачки, империалы, полуимпериалы. Тогда мама спросила: «Хочешь ли, Маша, я тебе к обеду насыплю на тарелку целковых? »

Маша ответила, что, наверное, мама над ней смеется. Ведь целковые есть нельзя. Мама задала вопрос: что же Маша ест каждый день? Девочка сказала, что ест она суп, жаркое, хлеб. Мама предложила подумать, откуда берется жаркое, хлеб, суп. Девочка знала, что хлеб приносит каждый день булочник. За другими продуктами Иван ходит на рынок.

Мама поинтересовалась, знает ли Маша, что Иван не может получить продукты даром. Конечно, Маша это знала. Она знала, что на покупки Ивану деньги дает мама. После того как Маша ответила на эти вопросы, маменька сказала: «Стало быть, ты неправду сказала, будто не ешь денег; ты их ешь каждый день за обедом».

Теперь Маша вынуждена была согласиться, что это правда. И мама сказала: «Теперь ты поймешь, если я скажу тебе, что ты одета деньгами, что ты спишь, сидишь на деньгах, потому что твое платье, стул, постель, часы, все, что ты видишь в комнате, все куплено на деньги».

Маша согласилась, хотя ей и странно было думать, что она сидит и спит на деньгах. Мама попросила дочку ответить, что такое деньги. И девочка сказала, что деньги — это и мебель, и еда, и платье, то есть все, что используется в жизни.

Мама сказала, что к этому нужно добавить и квартиру. Ведь за нее тоже нужно платить. Маша со всем была согласна. Но ей все-таки казалось, что пятьсот рублей — это очень большие деньги. Мама ответила, что Маша так думает, не зная истинной цены вещам. Она предложила девочке подумать, сколько раз за пятьсот рублей можно пообедать. Маша не знала.

Маменька предложила ей принести расходную книгу и посмотреть. Сегодняшний обед стоил пять рублей сорок копеек, вчерашний обед обошелся в четыре рубля шестьдесят копеек. Обед, который был позавчера, обошелся в два рубля девяносто копеек. Обед, который был перед этим, обошелся в семь рублей двадцать копеек.

Увидев все эти цифры, Маша сказала, что не знает, как считать. Ведь каждый день получается разный расход.

Мама предложила посчитать, сколько было потрачено за неделю. Маша подсчитала, это было тридцать пять рублей семьдесят копеек.

Мама сказала, что получается в среднем около пяти рублей в день. Значит, пятисот рублей хватил примерно на три месяца. Но ведь нужно еще платить за квартиру, покупать одежду и делать другие расходы.

Такие цифры напугали девочку. И мама сказала, что у некоторых людей нет пятисот рублей даже на целый год. Маша недоумевала, как же они живут. Маменька сказала, что эти люди едят только щи, кашу и хлеб. А у некоторых людей нет и такой возможности, они много работают, чтобы только не умереть с голоду.

Маша спросила, что бы они делали, если бы были бедными. Маменька ответила, что стали бы работать и не тратили бы больше, чем зарабатывали.

Она добавила, что и богатые люди должны так же поступать, то есть расход не должен быть больше дохода. Иначе богатые будут в нужде, как и бедные. Маша не понимала, как богатые могут быть в нужде. Мама ответила, что такое встречается достаточно часто. Ведь они могут тратить все деньги на ненужные вещи и прихоти. Тогда денег будет не хватать на необходимые вещи, и придется войти в долги. А иметь долги и значит быть в нужде.

Маша поинтересовалась, как входят в долги. Мама ответила, что есть два способа. Первый способ не платить мастеровым; второй способ — занять деньги у тех, к кого их больше.

Первый способ безнравственный и несправедливый. Ведь нельзя не платить деньги тем людям, которые для нас трудятся.

Второй способ равняет человека с нищими, заставляет его словно бы просить милостыню. И мама сказала, что только умение хорошо вести хозяйство может помочь избежать таких проблем. Маша задала вопрос: как хорошо вести хозяйство? Мама объяснила, что нужно тратить ни больше, ни меньше, чем сколько нужно и когда нужно. Если тратить деньги правильно, то можно быть богатым и с небольшими деньгами.

Мама рассказала дочке, что ее саму никто этому не учил. Поэтому она сама делала много ошибок.

В детстве маменьку учили музыке, языкам, вышиванию, танцам. Но о порядке в доме, о доходах и расходах ничего не говорили.

Считалось, что девушке неприлично вмешиваться в хозяйство. Девушка видела, что для нее готов обед, приготовлено чистое белье. И она не задумывалась, как это делается. Она умела разливать чай, за это девушку называли хорошей хозяйкой. И сама она тому верила.

Но как только Машина мама вышла замуж, то поняла, сколько трудностей возникает из-за неумения вести хозяйство. И папа Маши постоянно сердился, что его жена не умеет свести доходов с расходами.

Маменька рассказала дочке, что на одно тратила больше, чем нужно. В результате ей не хватало денег на что-то другое. И она была гораздо беднее, чем сейчас, несмотря на то, что доходы не изменились.

Мама призналась, что не разбиралась в ценах

Г

На многие вещи. И платила больше, чем они стоили. К тому же она не знала, какие вещи ей на самом деле нужны, а без каких можно обойтись. Для того чтобы привести дела в порядок, она стала внимательно изучать расходную книгу, выбирала вещи, которые могли быть дешевле.

Мама также стала объяснять Маше, что нужно соответствовать тому месту, которое люди занимают в свете, вести определенный образ жизни, ведь в обществе существуют свои порядки. И нельзя не считаться с мнением окружающих.

Мама сказала, что они могли бы не занимать такой большой квартиры, какая у них есть сейчас, а жили бы в маленькой комнате.

Спали бы они не на кровати, а на войлоке. Сама маменька носила бы чепчик и дешевое платье, как у нянюшки. Но этого сделать она не может. Машенька согласилась, ведь тогда бы все над ними смеялись.

Мама ответила, что именно то место, которое они занимают в обществе, заставляет их делать определенные вещи.

В то же время никто не будет упрекать маму, что она не носит платья ценой в триста или четыреста рублей, какие носит знакомая княгиня. Дело в том, что общество требует тех денежных трат, которые сообразны с состоянием человека.

Конечно, есть люди, которые стараются казаться богаче, чем есть на самом деле. Они отказывают себе в необходимом ради того, чтобы произвести выгодное впечатление на окружающих. Несколько лет они проводят в роскоши, а потом живут в нищете.

Мама сказала, что нужно жить по состоянию, тратить положенное количество денег, не расходуя сверх необходимого.

Маменька дала дочке небольшую книжку и сказала, что теперь Маша сама будет располагать некоторой денежной суммой. И ей нужно будет записывать приход и расход в книжке.

Мама сказала Маше, что каждый месяц дочка ей обходится в сумму около двадцати рублей. Но эта сумма не всегда тратится строго каждый месяц. В начале зимы или лета мама приготавливает дочке все, что нужно. А в следующие месяцы она откладывает ту сумму, которая остается от ежемесячных трат.

Поэтому к началу мая у мамы осталось для Маши шестьдесят пять рублей и, помимо этого, ей нужно получить еще двадцать. То есть всего дочке предполагается выделить восемьдесят пять рублей.

Мама предложила подумать, что на эти деньги нужно купить.

мая

Маше трудно было понять многое из того, что говорила мама. А теперь она задумалась о той сумме, которая ей принадлежала. Это было достаточно много денег, на них можно было многое купить.

В книжке девочка по совету мамы написала: «Приход, 1 мая, 85 рублей». Потом Маша сказала маменьке, что ей к лету нужна одежда, следует отправиться в магазин. Но мама предложила сначала подумать, что именно нужно купить к лету.

Девочка не могла ответить на этот вопрос. Она ведь еще не была в магазине. Но мама сказала, что все очень просто. Поскольку деньги нужно тратить только на то, что нужно, следует сначала решить, что именно можно считать необходимым.

Маша хорошо подумала и поняла, что ей нужно два платья. У нее уже было два платья, но одно стало узким и коротким, а другое еще можно было носить.

Девочка сказала маме, что ей нужно два платья. Пусть одно будет не очень марким, а другое может быть просто белым. Также ей нужны соломенная шляпка, башмаки и перчатки. Мама сказала, что не нужно сразу тратить все деньги.

Ведь всегда могут быть непредвиденные случаи, так что надо оставлять немного денег про запас. Ведь всегда случается терять платки, платья пачкаются... Все это приводит к дополнительным тратам.

Маменька спросила девочку, не забыла ли она еще что-нибудь. Маша ничего не могла вспомнить. I И мама сказала, что на всякий случай не нужно тратить на платье слишком большую сумму. Ведь лучше оставить деньги на следующий раз.

мая

Маша проснулась в хорошем настроении. Она была взволнованна, ведь теперь предстояло самой делать покупки и платить за них. В лавке Маша стала рассматривать разные ткани. Ей понравилось белое с разводами тебе <вид ткани>. Она спросила у маменьки, можно ли ей купить такой материал.

Мама предложила решить самой. Но сначала маменька обратилась к продавцу, чтобы узнать, сколько стоит аршин такой ткани.

Продавец сказал, что аршин стоит десять рублей. На платье нужно было четыре аршина. Мама сказала, что это будет сорок рублей. А это больше, чем следовало бы потратить на два платья. Маше очень понравилась ткань. И она сказала, что вместо двух платьев можно сделать одно. Мама согласилась, что, конечно, можно сделать не два платья, а одно.

Но при этом мама предложила дочке как следует подумать. Ведь Маше на самом деле нужно два платья, без которых будет нельзя обойтись.

И дочка сама понимала это, пока не обратила внимание на дорогую ткань. Мама сказала, что именно поэтому нужно заранее рассчитывать предстоящие расходы и не тратить больше задуманного.

Маша понимала, что мама права. И задумалась, как трудно управляться с деньгами. Продавец заметил, что девочка расстроена, и показал ей ткань под названием кембрик. Она похожа на тебе. Такая ткань стоила по три рубля за аршин. Но и эта цена показалась девочке высокой. Она сказала маме, что это дорого. Но мама улыбнулась и пояснила, что другое платье может быть дешевле. Тогда удастся приобрести желаемое.

И на самом деле удалось найти ткань, которая стоила рубль пятьдесят за аршин. Так что на платье удалось потратить только на три рубля больше того, что планировалось заранее.

Мама сказала, что эти деньги нужно будет сэкономить на чем-нибудь другом. Маша с мамой купили соломенную шляпку. Она стоила двадцать рублей, но мама поторговалась, и шляпку купили за семнадцать рублей.

Потом они купили башмачки за четыре рубля и две пары перчаток. Мама сказала, что еще нужно купить подкладочную ткань для платьев. И тогда они вернулись в тот магазин, где были в первый раз. Там увидели даму, она разбирала разные ткани. Продавец предлагал самые разные ткани, в том числе и очень дорогие. Дама все покупала. Девочка с удивлением и некоторой завистью посмотрела на даму, Она решила, что дама очень богата, поэтому может приобретать себе все, что вздумается. Вдруг дама увидела Машину маму и воскликнула: «Ах! Это ты, Катя, тебя нигде не видно, ты совсем забыла меня, а помнишь, как мы вместе учились танцевать». Машенькина мама ответила, что у нее теперь много времени уходит на домашние хлопоты, к тому же даму невозможно застать дома. Дама сказала, что сейчас отправляется домой. Она пригласила их к себе, чтобы показать новую картину, недавно купленную мужем. Дама попросила Машенькину маму оценить картину и сказать о ней свое мнение. Муж дамы покупал разные картины и тратил на них очень много денег.

Мама Маши согласилась, они сели в карету дамы и отправились к ней. Девочка сказала, что в карете ездить очень весело. Дама согласилась, сказав, что не представляет, как можно обходиться без кареты.

Но мама Маши сказала, что многие люди обходятся прекрасно без кареты. Дама ответила, что муж ее хотел ездить в кабриолетке, отказавшись от кареты.

Однако она убедила его, что карета просто необходима. Наконец они приехали. Девочка осталась в гостиной, а ее мама вместе с дамой пошли смотреть картину. В гостиной играла маленькая дочка хозяйки. Никто за ней не присматривал. Маша обратила внимание, что у маленькой девочки старое бархатное платье, пояс заколот булавкой, пряжка изломана, пелеринка рваная и мятая, а башмаки стоптанные. Девочка удивилась этому и потом спросила у своей мамы, заметила ли она, как странно одета малышка. Мама сказала, что не заметить этого невозможно.

Дама намного богаче их самих. Но ребенок носит стоптанную обувь, в то время как Маша носит новые башмаки. Все это потому, что дама думает только о прихотях, покупает не то, что необходимо, а то, что нравится. Она может разориться, стать бедной. Маша задумалась об этом и сказала, что никогда не даст воли прихотям. Они отправились в магазин, стали выбирать пояски. Девочке очень

И

Понравился шейный платок, она стала уговаривать маму купить его. Платок стоил пять рублей. Мама сказала, что он не нужен, поэтому является прихотью. Но девочка возражала, что у нее еще остались деньги, а платочка нет ни одного.

У Маши оставалось еще двадцать рублей. Тогда мама напомнила, что десять рублей нужно заплатить за шитье платьев. И нужно оставить некоторую сумму в запасе, потому что до конца месяца еще могут пригодиться деньги.

Дочка сказала, что после покупки платочка у нее еще останется пять рублей. И маменька пояснила ей, что вместо дорогого платочка можно купить десять аршинов недорогой ткани, чтобы сделать два платья для дочек бедной женщины, которая долго болела и не работала. Маша от этих слов чуть не заплакала. Она согласилась с мамой купить на эти деньги ткань для платьев бедных девочек. Мама похвалила Машу за щедрость и сказала, что когда дочка подрастет, то узнает еще больше о том, как правильно вести хозяйство.

Мама предложила Маше записать в своей книжке слова апостола Павла: «Тот богат, кто довольствуется тем, что имеет» и слова Франклина: «Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро ты будешь продавать то, что тебе необходимо».

РОМАН

Романом называется эпическое произведение большой формы. Роман охватывает длительный по

Объему временной период жизни героя, нескольких героев или общества в целом. Зачастую в романе повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и ее отношении к окружающему миру, на развитии характера человека. Особенностью романа является разветвленный сюжет, пристальное внимание к характерам героев, показанных в развитии судьбы отдельных личностей в системе социальных связей, мельчайшие подробности жизни и быта людей.

Русский роман

В русской литературе роман был одним из самых распространенных жанров. Особенностями русского романа были многоступенчатый сюжет, сложные человеческие отношения, психологические проблемы личности, социальные противоречия.

К жанру романа обращались величайшие русские писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и многие-многие другие. Русские писатели обычно не довольствовались изображением частной жизни, а обращали пристальное внимание на политические проблемы общества.

Биографии

Комментарии закрыты.