ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН краткие биографические сведения - лучшее сочинение

В своих произведениях Василий Шукшин показывает разнообразные социально-психологические типы людей. Он обращает пристальное внимание на людей «из народа». Подчас их непросто понять. Они кажутся не от мира сего, поражают своей требовательностью и неподкупностью. Нередко шукшинских героев называют простым и лаконичным словом «чудики». У этих героев своя философия, свое отношение к жизни. И это отношение подчас бывает

Непонятно окружающим. Но с другой стороны, именно благодаря «чудикам» удается иначе взглянуть на многие важные вопросы человеческой жизни.

Критики

Главные герои рассказа, несомненно, наивны. Старик и ребенок не случайно так крепко дружат. Они легко понимают друг друга, потому что их мировоззрение схоже. Они ищут в кинофильмах одновременно и сходство с реальной жизнью, и что-то другое, непохожее на серость обыденной жизни. С точки зрения окружающих людей дед выглядит смешным. Но его «чудинка » не мешает никому вокруг.

Поэтому становится искренне жаль старика, к которому с вниманием и уважением относится только собственный внук.

Конфликт деда с родственниками заставляет задуматься об их равнодушии к интересам и внутреннему миру старика.

Деду было семьдесят три, Петьке, внуку, — тринадцать. Они хорошо ладили, прекрасно понимали друг друга. Дедушка и внук очень любили кино, часто ходили туда. В кино они обычно садились в первый ряд, потому что дедушке так было легче слышать. На самом деле у старика был плохой слух. Иногда случалось, что в кино дедушке слышалось что-то смешное, и он во весь голос начинал хохотать. Тогда Петька толкал его в бок, объяснял, что же на самом деле говорили герои.

Дедушка очень переживал, даже плакал, когда в кино убивали невинного. Вообще, дед очень любил комментировать все, что видит на экране. Старик тонко чувствовал фальшь, был очень недоволен, если кино казалось ему неправдоподобным. После просмотра фильма дед с внуком охотно обсуждали его. Иногда дед бывал очень категоричен в своих суждениях. Особенно это касалось фильмов

О деревенских жителях. Например, после просмотра одного фильма дед сказал, что парень, который ходил с гармошкой и пел о своей любви, неправдоподобен. Так никогда не вели себя в деревне. Если же в кого-то влюблялись, то скрывали это, а не кричали во всеуслышанье. Дед сказал, что такой парень несерьезный, за него не пошла бы ни одна девушка, потому что он только смешил людей своим поведением. Внук отвечал, что нельзя сравнивать кино и жизнь.

Дед редко спорил со взрослыми, ему вполне хватало общения с внуком. Но однажды произошел неприятный случай. Дед с Петькой были в кино, смотрели комедию. Она им не понравилась, потому что была совсем не смешной. Старик и мальчик пришли домой злые. Тем временем к ним приехали гости, сестра матери Петьки с мужем. Они были городские жители, образованные, уверенные в себе. Дед таких всегда недолюбливал. Гости и Петькины родители смотрели телевизор. При всей своей любви к кино дед и внук не любили смотреть телевизор. Деду казалось, что смотреть телевизор — все равно что подглядывать за кем-то в щелочку.

Петька отправился учить уроки. Дед несколько минут смотрел фильм, а потом сказал, что в жизни так не бывает. Отец Петьки попросил своего папу помолчать и не мешать. Но городской мужчина спросил старика, почему же так не бывает. Дед стал говорить, что плотник в фильме совсем даже и не плотник, потому что не умеет держать

Топор. Дед знал, что говорит, потому что сам всю жизнь работал плотником. Петькина тетя стала говорить, что совсем неважно, как актер держит топор, потому что гораздо интереснее сам человек. Дед стал возмущаться, говорить, что его обмануть никому не удастся. Городские гости стали смеяться. Петькины родители попросили деда пойти к Петьке, помочь ему учить уроки. А сами стали продолжать смотреть телевизор.

Дед пришел к внуку, стал жаловаться на то, что его просили не мешать, что городские говорят, будто он ничего не понимает. Петька пытался утешить деда. Но тот сердился еще больше. Потом дед взял деньги, ушел, а затем вернулся пьяным. Он стал громко ругаться и возмущаться. Его обидело, что гости сказали, будто он ничего в жизни не понимает. На самом деле, конечно, такие слова не были сказаны. Дед их выдумал уже сам. Петька пытался успокоить деда, уложить его спать. Но дед сопротивлялся. Он пошел в комнату, бросил в телевизор сапог. Телевизор разбился. Отец Петьки хотел взять деда в охапку. Но тот стал сопротивляться. Петькина тетя привела милиционера. Он составил протокол и собирался увезти деда в вытрезвитель. Петька плакал, потому что ему было жаль деда. Тетя пыталась утешить его, но он грубо ее оттолкнул. Потом мальчик залез на печь и продолжал плакать, уткнувшись лицом в подушку.

Срезал

- Г

Главный герой рассказа испытывает сильное желание показать себя умнее, образованнее других. Для чего ему это надо? Возможно, он испытывает скрытое недовольство своей жизнью. Ведь он, такой начитанный и образованный, вынужден жить в деревне, ему не с кем поговорить о том, что его интересует. И поэтому он пытается самоутвердиться, «срезая» городских гостей.

Тот факт, что главного героя не любят даже односельчане, свидетельствует о том, что он не обладает ни добротой, ни другими положительными качествами. Впрочем, абсурдные вопросы, которые он задает городским гостям, вызывают сомнение в его уме.

В деревню под названием Новая к Агафье Журавлевой приехал сын Константин Иванович с женой и дочкой. И сам сын, и его жена были учеными, кандидатами наук. Дочка была еще школьницей. Они привезли матери подарки: электрический самовар, цветастый халат и деревянные ложки.

В деревне жил Глеб Капустин. Это был очень начитанный и ехидный человек. Его любимым развлечением было прийти к кому-то из приезжих и своими вопросами ставить человека в неловкое положение, то есть «срезать» гостя, как на экзамене. Разумеется, это относилось в первую очередь к образованным и знатным гостям. В прошлом году в деревню в гости приехал один полковник. Глеб завел разговор о войне 1812 г. Оказалось, что полковник не помнит, кто велел поджечь Москву. Глеб этому очень радовался.

Когда Глеб узнал, что к Журавлевой приехали гости, немедленно пошел к ним. Деревенские мужики пошли тоже. Константин Иванович радостно принял гостей, стал накрывать на стол. Глеб задал вопрос, где работает Константин Иванович. Тот работал на филфаке. Глеб уточнил: философия ли это? Константин Иванович ответил, что и так можно сказать. Глеб оживился и задал вопрос:

Ну, и как насчет первичности?

Кандидат не понял, о какой первичности идет речь.

Глеб продолжал:

Первичности духа и материи.

Кандидат с улыбкой ответил, что материя первична. Глеб язвительно спросил:

    А дух?

Кандидат ответил, что «дух — потом». Глеб задал вопрос: как сейчас философия определяет понятие невесомости?

Кандидат ответил, что так же, как всегда определяла. При чем здесь «сейчас»? Однако Глеб стал говорить, что явление открыто недавно... «Поэтому я и спрашиваю. Натурфилософия, допустим, определит это так, стратегическая философия —

Совершенно иначе...»

Кандидат ответил, что нет стратегической философии. Но Глеб продолжал, что есть диалектика природы. «А природу определяет философия. В качестве одного из элементов природы недавно обнаружена невесомость. Поэтому я и спрашиваю: растерянности не наблюдается среди философов? »

Кандидат засмеялся, позвал жену, сказав, что у них сложился странный разговор. Константин Иванович предложил сначала определиться, о чем вообще-то идет речь.

Глеб задал очередной вопрос — как кандидат относится к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера? Константин Иванович с женой засмеялись. Капустин стал говорить, что проблема существует и нельзя делать вид, что ее нет. Валя, жена гостя, просила, серьезно ли Глеб говорит об этом. Ясно было, что вопросы его абсурдны. Константин Иванович ответил, что не видит проблемы в том, о чем ему говорит Глеб. Но тот не отставал. «Баба с возу — коню легче. Проблемы нету, а эти... — Глеб что-то показал руками замысловатое, — танцуют, звенят бубенчиками... Да? Но при желании... — Глеб повторил: — При желании — их как бы нету. Верно? Потому что, если... Хорошо! Еще один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума?»

Глеб стал говорить о том, что Луна, вполне возможно, лежит на искусственной орбите, а внутри живут разумные существа. Капустин стал требовать от кандидата расчеты естественных траекторий, стал спрашивать, как найти общий язык с обитателями Луны.

Капустин всячески подчеркивал, что таких мыслителей, как гость, не считает умными и значительными людьми.

О себе он говорил: «Мы не мыслители, у нас зарплата не та». Капустин предложил объясняться с инопланетянами таким способом: «Я предлагаю: начертить на песке схему нашей Солнечной системы и показать ему, что я с Земли, мол. Что, несмотря на то что я в скафандре, у меня тоже есть голова и я тоже разумное существо. В подтверждение этого можно показать ему на схеме, откуда он:показать на Луну, потом на него. Логично? Мы, таким образом, выяснили, что мы соседи. Но не больше того! Дальше требуется объяснить, по каким законам я развивался, прежде чем стал такой, какой есть на данном этапе...»

Капустин пытался продемонстрировать свое превосходство. Он хотел показать, что намного умнее городских гостей, даром что они являются кандидатами наук. Естественно, что умные и образованные люди не могли ответить на откровенно абсурдные и бессмысленные вопросы, потому что таких ответов в принципе не могло быть.

Довольный собой, Капустин ушел из избы. Деревенские мужики восхищались его напором и энергией, но не испытывали к Капустину любви и симпатии. Они понимали, что Глеб жесток, а это никому не приходилось по душе. Зато сам Глеб на следующий день, как обычно после посещения знатных и образованных людей, был горд собой. Гордился тем, что «срезал» образованного человека. А то, по мнению Капустина, такие образованные «слишком много берут на себя».

Биографии

Комментарии закрыты.