ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН краткие биографические сведения - лучшее сочинение

Валентин Распутин известен как автор, произведения которого заставляют задуматься о драматизме человеческой жизни, ставят перед читателем важнейшие нравственно-этические вопросы. Своим творчеством писатель говорит о необходимости поиска духовной опоры в этом сложном мире. Распутин относится к представителям так называемой «деревенской прозы», которая была очень популярна во второй половине XX в. Творчество писателя, без сомнения, можно назвать автобиографичным. Он рассказывает о том, что сам пережил.

Уроки французского

В рассказе Распутина «Уроки французского» говорится о трудностях военного времени. Но, несмотря на суровую действительность, главного героя отличает жажда знаний. И это свидетельствует

О силе его характера. Мальчик оказывается в трудной ситуации, ему некому помочь. Но он мужественно терпит все тяготы. Нравственная стойкость главного героя проявляется в мелочах, он никому не жалуется, ни от кого не просит помощи. Учительница оказала на мальчика огромное влияние. И дело не только в том, что она помогла ученику справиться с непосильным для него французским произношением. Учительница сделала гораздо большеОна преподала ребенку подлинные уроки доброты, что, несомненно, сказалось на всей его дальнейшей жизни.

/

Рассказ В. Распутина «Уроки французского» начинается с грустного размышления автора: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всю жизнь чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

Эта история произошла после войны, в 1948 г. Тогда автор был еще совсем маленьким, он пошел в пятый класс.

Однако в деревне не было возможности учиться, поэтому мальчик отправился в город. Время было голодное и тяжелое. Главный герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, рос без отца.

В семье было трое детей. Еды не хватало. Именно поэтому, чтобы спастись от голода, мальчик ел глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи. Свою младшую сестру он тоже заставлял глотать эти малосъедобные вещи, чтобы не приходилось постоянно думать о еде. Впрочем, голод и тяготы послевоенного времени никого не удивляли — все вокруг жили так же.

Главный герой был очень способным ребенком, он прекрасно учился. Мать согласилась отпустить его учиться в город, хотя поддерживать сына материально у нее не было возможности.

В городе главному герою пришлось очень тяжело. Мало того, что он тосковал по родным и по дому, но он и страдал от голода. Мать, как могла, присылала сыну припасы.

Однако их было очень мало, ведь ей нужно было кормить двоих детей. И на квартире, где жил мальчик, припасы воровал кто-то — либо сама хозяйка, либо ее дети. Сделать было ничего нельзя. И главный герой терпел все тяготы.

Учился он так же хорошо, как и раньше. Однако один предмет совершенно не давался ему. Это был французский язык. Немудрено, что деревенский ребенок никак не мог усвоить мудреное произношение чужого языка. Учительница была молодая и красивая. Она старалась, как могла, привить мальчику интерес к чужому языку. Однако все попытки были тщетными.

Жизнь в городе предполагала не только обучение, но и игры.

Однако найти друзей было непросто. Мальчик большей частью был один. Но однажды его пригласили посмотреть, как другие мальчишки играли в «чику» на деньги.

Мальчик не знал этой игры, да и денег у него не было. Но он быстро разобрался. Каждый участник игры должен был выложить на кон по 10 копеек. Стопка монет должна была находиться на площадке, на которой была проведена жирная черта. Игроки бросали каменную шайбу так, чтобы она подкатилась к черте, но не выкатилась за нее.

В случае удачного броска игроки бросали шайбу в монеты, нужно было перевернуть их с решки на орла.

Если перевернуть удавалось, игрок бросал шайбу дальше. Если перевернуть не удавалось, ход делал другой игрок. Главным при броске было попасть шайбой на монеты так, чтобы хотя бы одна монетка оказалась на орле.

В этом случае игрок получал все деньги, и игра продолжалась. Главный герой был ловким, метким мальчиком. Он очень хотел играть, но без денег никто его не принимал.

Впрочем, иногда его мама присылала немного денег. На них мальчишка покупал молоко. Он страдал малокровием, поэтому молоко было ему необходимо. Разумеется, молоко пить ему удавалось очень редко.

Однажды мама прислала пять рублей. Тогда главный герой принял участие в игре. Долгое время о

Проигрывал. Однако через некоторое время удача улыбнулась ему. Это не было случайностью, мальчик научился играть.

Была осень, но погода была очень теплой и хорошей. Каждый день после уроков мальчишки играли на деньги. Главный герой выигрывал. У него ; уже были свои секреты, которые помогали ему.

Мальчишка получил возможность почаще покупать себе молоко.

Но другим игрокам не нравилось, что он выходит из игры, едва получит деньги. Однажды его Сильно избили и прогнали.

На следующий день в школе учительница французского, Лидия Михайловна, спросила мальчика, что с ним случилось. Он был избит, это было заметно.

Главный герой ответил, что упал. Но его одноклассник по фамилии Тишкин рассказал, что главный герой лжет, на самом деле он играл на деньги, и его избили. Тишкин поступил подло, ведь за игру на деньги могли выгнать из школы. Но учительница вызвала Тишкина к доске, тот сразу сник, ведь Учился плохо.

После уроков Лидия Михайловна решила поговорить с главным героем. Она спросила, что тот делает с деньгами: «Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты?! Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?»

Мальчик ответил, что выигрывает только рубль и покупает на него молоко. Лидия Михайловна, по-видимому, поняла, что не от хорошей жизни играет ученик в запрещенные игры. Однако учительница все-таки попросила мальчика больше не играть. Главный герой дал это обещание. Однако сдержать его оказалось непросто. Мальчик оказался

В сложном положении. Осенью из деревни никто не приезжал. Продуктов не было. Постоянно хотелось есть. Главный герой не выдержал, снова пришел к ребятам, чтобы поиграть на деньги. Теперь ему необходимо было купить себе хотя бы что-нибудь из еды.

Несколько дней все было более-менее нормально, но затем мальчик снова выиграл. И опять его избили. На следующий день учительница французского это заметила. К тому же ученик читал гораздо хуже, чем обычно.

Лидия Михайловна попросила мальчика прийти к ней вечером, чтобы позаниматься. В доме учительницы главный герой чувствовал себя крайне неловко. Но еще хуже ему было, когда Лидия Михайловна приглашала его к ужину. Он всегда отказывался.

Однажды мальчик получил посылку. Радостный, он подумал, что привезли продукты из деревни. Однако, как только главный герой увидел аккуратный ящичек из фанеры, сразу задумался, ведь обычно мать посылала продукты в мешке. В посылке были макароны.

Это было неслыханным богатством по тем временам. Но еще большей редкостью был сахар, несколько кусков которого мальчик нашел в посылке, и гематоген.

Главный герой догадался, что посылку отправляла не мама. Ведь простой деревенской женщине неоткуда было взять такие дорогие продукты. На самом деле посылку отправила учительница, Лидия Михайловна.

Главный герой пошел к ней и заявил об этом. Лидия Михайловна долго отнекивалась. Но мальчик сказал, что в деревне нет таких продуктов, как гематоген и макароны. Лидия Михайловна очень удивилась, сказала, что никогда не подозревала об этом. Она попросила ученика взять продукты: «Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Столько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». Но главный герой отказался от еды.

Дополнительные занятия продолжались. Мальчик уже гораздо лучше читал по-французски. Лидия Михайловна говорила, что скоро он получит твердую пятерку.

Мальчик уже понемногу привыкал к учительнице, однако приглашение поужинать не принимал. Однажды Лидия Михайловна завела разговор об игре на деньги. Была зима, мальчик на деньги не играл.

Лидия Михайловна стала рассказывать, что в детстве они играли в похожую игру, она называлась «пристенок»: «Я бью монетой о стену. — Лидия Михайловна легонько ударила, и монета, зазвенев, дугой отлетела на пол. — Теперь, — Лидия Михайловна сунула мне вторую монетку в руку, — бьешь ты. Но имей в виду: бить надо так, чтобы твоя монета оказалась как можно ближе к моей. Чтобы их можно было замерить, достать пальцами одной руки. По-другому игра называется “замеряшки”. Достанешь — значит, выиграл».

Лидия Михайловна предложила ученику сыграть. Не сразу, но ученик все-таки согласился. После этого они стали играть почти каждый день. И мальчик начал выигрывать.

И снова у него были деньги, чтобы покупать себе продукты. Но однажды в разгар игры в комнату вошел директор. Он увидел страшную картину — учительница играла на деньги с учеником. Директор стал кричать на нее: «Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще... Я двадцать лет работаю в школе; видывал всякое, но такое...»

Через несколько дней молодая учительница уволилась из школы и уехала к себе домой, на Кубань.

Главного героя никто не ругал. Она сразу пообещала взять вину на себя. Через некоторое время мальчик получил от нее посылку, в которой были макароны и три красных яблока. Мальчик увидел яблоки впервые, раньше он видел их лишь на картинке. Но, увидев яблоки, он сразу догадался, что это именно они.

Биографии

Комментарии закрыты.