ШОТА РУСТАВЕЛИ краткие биографические сведения - лучшее сочинение

Ш. Руставели — грузинский поэт, живший на рубеже XII—XIII вв. Он занимал видный пост при дворе царицы Тамары, которой и посвятил свою поэму «Витязь в тигровой шкуре». В этом произведении нашли отражение гуманистические идеи эпохи Возрождения. Герои поэмы — яркие, сильные личности, способные на возвышенную и верную любовь, бескорыстную дружбу и патриотизм. Руставели считается родоначальником грузинского литературного языка, и его поэма по праву занимает достойное место в сокровищнице мировой литературы.

Витязь в тигровой шкуре

Поэма Руставели «Витязь в тигровой шкуре» имеет немало общих черт с древними эпическими сказаниями. Герои поэмы наделены необычайной, почти сверхъестественной силой и бурными страстями. Также в произведении можно найти немало сказочных мотивов,Например, страна колдунов Каджети. Однако наряду с элементами повествования, традиционными для героического эпоса, поэма Руставели имеет и ряд особенностей, придающих произведению своеобразное звучание. Это, например, идея о равенстве мужчины и женщины. Также следует отметить, что в поэме отражено реальное событие, имевшее место в истории Грузии: Тамара, подобно героине произведения Руставели Тина тине, при жизни своего отца была провозглашена царицей.

Давным-давно правил в Аравии царь Ростеван, у которого была красавица дочь по имени Тинатина. Однажды царь созвал своих приближенных и сказал, что он становится старым, — так пусть царицей уже при жизни отца будет его дочь. Советники одобрили волю царя: «И умом и благородством / Отличается девица. / Дети льва равны друг другу, / Будь то львенок или львица». Особенно рад был молодой военачальник Автандил, который давно был влюблен в царевну. Старый царь стал наставлять дочь, как подобает вести себя царице: нужно быть спокойной, справедливой и щедрой. Тинатина, следуя наставлениям отца, богато одарила народ.

Видя, что царь погрузился в раздумья, Автандил предложил визирю Сограту придумать шутку, которая развеселит властелина Аравии. Сограт обратился к царю, спрашивая, почему он опечален. Наверное, из-за богатств, которые так неосмотрительно раздарила Тинатина: «Лучше было бы, пожалуй,

Не сажать ее на царство,

Чем казну пускать на ветер,

Разоряя государство».

Царь засмеялся: смел же его визирь, если может высказывать предположение, будто повелитель Аравии скуп. Нет, причина его печали в другом — у него нет сына, который был бы равен ему в воинском искусстве. Пожалуй, только один из военачальников немного похож на самого царя... Автандил стал спорить с царем, что он ничуть не хуже правителя владеет оружием, и предложил проверить, кто из них двоих лучше стреляет из лука. Царь развеселился, принимая этот вызов. Во время охоты рабы считали, кто сколько убил животных. Выяснилось, что много царских стрел попусту упало на землю, между тем как все стрелы Автандила попали в цель.

Охотники расположились на отдых, и вдруг вдали у реки заметили незнакомого воина, прекрасного и печального, в наорошеннои поверх одежды тигровой шкуре вместо плаща. Царь послал к незнакомцу слугу, чтобы тот узнал, кто этот воин. Однако незнакомец не обратил внимания на царского раба, будучи погружен в глубокую печаль, и не ответил ни слова.

Разгневанный царь послал двенадцать вооруженных рабов с приказом силой привести странного незнакомца. Однако тот перебил их всех, вскочил на коня и поехал прочь.

Царь и Автандил попытались преследовать его, но незнакомец скрылся. Раздосадованный царь возвратился домой и рассказал обо всем дочери. Тинатина посоветовала отцу послать надежных людей: пусть объедут мир и выяснят, кто это был. Если человек, то его следы рано или поздно отыщутся; если же ничего не удастся о нем узнать, то это, видимо, был сам дьявол, решивший смутить душевный покой царя. Царь так и поступил. Через год гонцы возвратились, но никто так и не смог узнать что-нибудь о таинственном витязе в тигровой шкуре. Царь пришел к выводу, что это был дьявол, следовательно, не подобает ломать голову, а нужно веселиться.

К Автандилу пришел посланец и позвал его к царице. Тинатина завела речь о странном воине в тигровой шкуре. Она попросила Автандила найти этого человека. Царица сказала воину, что знает

О его любви; если он выполнит ее просьбу, то она станет его женой. На поиски таинственного витязя Тинатина отвела три года.

На следующий день Автандил сообщил царю

О своем решении объехать границы Аравии, чтобы все подданные узнали о новой царице. Царь одобрил это решение и отпустил военачальника. Автандил приехал в город, доставшийся ему в наследство от отца, и приказал своему слуге Шермадину вместо него возглавить царское войско. Автандил рассказал Шермадину о поручении Тинатины и попросил, чтобы тот скрывал от царя его исчезновение. Для этого Шермадину следует в походах одеваться так, как Автандил, а также писать царю письма и посылать дары от имени военачальника. Если же через три года Автандил не вернется, Шермадин должен раздать его имущество беднякам и рассказать царю Ростевану всю правду.

Почти три года странствовал Автандил. Однажды вечером, когда он остановился на отдых, к нему подошли три человека, двое из которых вели третьего под руки. Сначала Автандил принял их за разбойников, но они рассказали, что они братья и военачальники из крепости в Хатаэти. Когда они охотились на оленей, то увидели печального витязя и попытались остановить его, но он ударил их брата и нанес ему рану. Братья указали Автандилу на странного витязя, который ехал вдали.

Автандил отправился в погоню за незнакомцем, которого столько времени тщетно разыскивал. Он решил пока не приближаться к этому человеку, чтобы не навлечь на себя его гнев, а проследить, куда тот держит путь. Через три дня витязь в тигровой шкуре остановился у пещеры. Его встретила девушка, которая, как и он, была печальна. «О Асмат, сестра родная! — Молвил витязь. — Все пропало! Не нашло больное сердце. Ту, которую искало!»

Автандил тем временем прятался за деревьями. Когда витязь в тигровой шкуре утром уехал, Автандил попытался угрозами заставить Асмат рассказать, кто этот человек. Но девушка отказалась, готовая скорее умереть, чем выдать тайну. Автандил, пораженный ее мужеством, попросил простить его грубость и рассказал ей, что ищет ее таинственного друга по велению своей любимой. Асмат смягчилась и сообщила, что витязя в тигровой шкуре зовут Тариэл. Скоро он вернется, а она устроит так, что тот сам все расскажет Автандилу. Когда Тариэл возвратился, Асмат сказала ему, что может отыскать для него верного друга, и позвала Автандила. Автандил рассказал Тариэлу, что он родом из Аравии, любит царицу Тинатину и по ее приказу ищет таинственного воина, когда-то перебившего рабов ее отца.

Тариэл рассказал Автандилу свою историю. Родом он из Индии. Некогда она была разделена на семь царств, но все цари, и в том числе отец Тариэла, признали верховным правителем Фарсадана. Тариэл воспитывался при дворе Фарсадана. У царя не было сыновей, только одна дочь Нестан-Да-реджан.

Отец выстроил для царевны башню из волшебного камня, исцеляющего от всех болезней, а Давар, сестра царя, обучала девушку разным премудростям. Много служанок было у царевны, но самой любимой была Асмат.

Однажды царь охотился вместе с Тариэлом, который унаследовал от отца титул верховного военачальника, и предложил пойти вместе с ним отнести добычу царевне. Когда Тариэл увидел прекрасную царевну, разум его помутился от любви, и витязь потерял сознание. Через три дня он немного пришел в себя, но любовь к царевне по-прежнему жгла сердце Тариэла. Асмат принесла ему письмо от царевны. Нестан-Дареджан призналась, что тоже любит Тариэла, и напомнила, что воину подобает совершать подвиги в честь любимой. Хатавы отказываются платить дань ее отцу — пусть Тариэл разобьет их войско.

Царь хатавов Рамаз хотел обмануть Тариэла, внешне выражая покорность царю Фарсадану. Он

Предложил военачальнику отпустить войско и приехать для того, чтобы принять дань. Однако Тариэл разгадал его замысел и, взяв с собой триста вооруженных воинов, приказал остальному войску следовать на расстоянии.

Войска Рамаза были разбиты, а сам он попал в плен. Тариэл и его воины захватили много добычи. Себе же военачальник выбрал чалму из черной ткани, сверкающей, как металл.

Царь и царица вскоре объявили Тариэлу, что намерены выдать свою дочь замуж за хорезмийско - го царевича. Тариэл был в отчаянии, но ничем не выказал своих чувств. Царевна позвала его к себе и обвинила в том, что он разлюбил ее, раз легко согласился уступить другому. Но Тариэл торжественно поклялся, что любит ее. Но царь и царица заранее решили выдать ее за царевича хорезмийского — кто же осмелится открыто противоречить им? Нужно поступить иначе...

Нестан-Дареджан и Тариэл долго обсуждали, что им делать. Наконец они решили поступить следующим образом: когда хорезмиец приедет, Тариэл проберется в его шатер, убьет его, а царю Фарсадану скажет, что сделал это, не желая уступать чужеземцу власть над Индией. Ведь Тариэл — сын одного из царей и вправе претендовать на трон.

О любви к царевне он должен молчать. Царевна обещала признать его царем и бежать к нему. На прощанье Нестан-Дареджан подарила возлюбленному свой браслет, а он ей — чудесную ткань, из которой была сделана его чалма.

Тариэл убил хорезмийского царевича и скрывался в укрепленном замке. Царь Фарсадан отправил ему послание, в котором укорял его, что он

Запятнал его дом убийством. Если Тариэл любит царевну, почему он ничего не сказал ее отцу? Но Тариэл, как было условлено с Нестан-Дареджан, написал царю, что он убил хорезмийского царевича не ради царевны, но ради власти над Индией, на которую он имеет законное право. К Тариэлу пришла Асмат и рассказала, что Давар, боясь, что царь, ее брат, накажет ее за то, что она плохо смотрела за царевной, приказала двум рабам-каджам посадить царевну в лодку и увезти в неизвестном направлении, а сама покончила с собой.

Тариэл отправился на поиски царевны вместе с Асмат. Однажды он повстречал Фри дона, царя Мульгазанзара, который чудом спасся из засады, подстроенной его дядей. Тариэл и Фридон разбили войска коварного родственника царя Мульгазанзара.

Тариэл долго жил в городе Фридона. Однажды царь рассказал ему, что видел царевну и пытался освободить ее от рабов-каджей, но те быстро увезли ее. Тариэл снова отправился на поиски, но не нашел Нестан-Дареджан. В отчаянии он решил поселиться в лесу. В битве с чудовищами погибли все его слуги, но и чудовища перебиты Тариэлом, который с Асмат поселился в их пещере и в знак скорби о любимой сшил плащ из тигриной шкуры. На этом заканчивается рассказ Тариэла.

Автандил возвратился к Тинатине, но перед этим обещал Тариэлу вернуться и помочь отыскать Нес-тан-Дареджан. Тинатина была рада возвращению Автандила, но понимала, что он должен выполнить свое обещание, данное Тариэлу.

Царь Ростеван, однако, не захотел отпускать Автандила и разгневался на визиря Сограта, осмелившегося заговорить об отъезде военачальника. Но Автандил все равно уехал. Он нашел Тариэла совершенно отчаявшимся, потерявшим интерес к жизни. Но Автандилу удалось пробудить боевой дух друга. Друзья расстались, и Автандил отправился к Фридону. Услышав о Тариэле, тот радушно принял Автандила и показал, где пристала лодка с царевной. Автандил сел на купеческий корабль, направляющийся в Гуланшаро.

В пути он отбил нападение пиратов. Прибыв в город, Автандил переоделся купцом и пришел в дом главы торговцев у сена. Здесь его встретила жена Усена, Фатьма.

Однажды она рассказала Автандилу о том, как к берегу причалила лодка, и из нее вышла необычайно прекрасная девушка. Но с ней были два раба зловещего вида. Слуги Фатьмы освободили девушку, но она ничего не поведала о себе. Фатьма рассказала о ней мужу, и однажды на пиру у царя Усен предложил неизвестную красавицу в жены царскому сыну. Царь прислал стражу за девушкой, но она вскоре бежала из дворца. Затем Фатьма случайно узнала, что девушка попала в плен к каджам, и ее заперли в башне, предназначив жены царевичу Росану.

Однако временно свадьбу отложили, так как царица Дулардухт, тетка царевича, уехали за море на похороны сестры. Автандил понял, что девушка, о которой рассказала ему Фатьма, и есть Нестан - Дареджан. Он объявил Фатьме, что вовсе не торговец, а военачальник царя Аравии, друг Тариэла, и разыскивает его пропавшую невесту. У Фатьмы было двое слуг, обученных колдовству и способных мгновенно переноситься на большие расстояния. Одного из них Фатьма послала с письмом к Нестан-Дареджан в Каджети. Девушка узнала, что ее любимый жив и ищет ее. Она написала письмо Фатьме, в котором рассказала, что ее стережет многочисленная стража. Пусть Тариэл не рискует жизнью понапрасну, пытаясь спасти ее из плена, это невозможно.

Другое письмо она написала к своему возлюбленному. Она просила его не пытаться вызволить ее, а лучше отправиться на помощь ее отцу, на государство которого напали враги. Она же всегда будет помнить Тариэла и ни за что не достанется другому... Вместе с письмом она послала любимому лоскуток своего черного покрывала.

Автандил послал гонцов к Фридону, прося поскорее собрать войско, а сам отправился к Тариэлу. Вместе они направились к Фридону. Понимая, что взять Каджети можно только хитростью, друзья взяли не очень большое войско.

Незаметно подобравшись к крепости, они решили разделить войско на три отряда и прорываться к трем воротам. Героям удалось захватить город и освободить царевну. Тариэл передал Каджети царю Гуланшаро.

Затем друзья отправились во владения Фридо-на, где торжественно отпраздновали свадьбу Тариэла и Нестан-Дареджан. Затем они прибыли в Аравию, к царю Ростевану. Он охотно выдал свою дочь Тинатину замуж за Автандила, которого провозгласил царем Аравии. Но Индия, царство Тариэла, захвачена врагами. Поэтому Автандил и Фридон оправились вместе с другом, чтобы вернуть ему трон. Это им удалось.

Тариэл долго и мудро правил Индией. Верная Асмат правила уделом, доставшимся ему от отца.

Всю жизнь Тариэл, Автандил и Фридон крепко дружили и всегда были вместе во всех битвах.

Слава об их справедливости, мудрости и доблести сохранилась в веках, и повесть о них записал Руставели.

Биографии

Комментарии закрыты.