ПОЭМА - лучшее сочинение

Поэмой Называется произведение поэтического жанра большого объема. Поэмы создавались еще в глубокой древности. Как правило, это стихотворные произведения на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Калевала

«Калевала»Поэма, составленная ученым Э. Леннротом из собранных им и другими исследователями финно-угорского фольклора народных песен (рун). «Калевала»Это название страны, в которой живут герои финского эпоса. Сказания, вошедшие в «Калевалу», не всегда находятся в тесной взаимосвязи между собой. Некоторые ученые предполагают, что основной сюжетной линией «Калевалы» является создание Сампо и борьба героев за обладание этим сокровищем с хозяйкой Похъелы. Однако в повествование вплетены мотивы, никак не связанные с Сампо, в частности судьба героя Куллерво, соблазнившего по неведению свою сестру.

«Калевала» начинается с рассказа о том, как возникло все в этом мире. Ильматар, дочь воздуха, долгие века носилась в вышине, но настало время, когда прежняя жизнь показалась ей скучной. Воздушная дева спустилась на морские волны и стала матерью воды. Пролетавшая мимо утка искала место, где можно было бы свить гнездо. Заметив колено матери воды, утка приняла его за кочку и свила на нем гнездо, в которое снесла шесть золотых яиц, а седьмое — железное. Из этих яиц появились земля и небо, солнце, месяц, звезды и тучи. Мать воды также приняла участие в сотворении мира: от прикосновения ее руки или ноги возникали мысы, заливы, утесы и прибрежные скалы. Лишь «вещий песнопевец Вяйнямейнен»,

легендарный прародитель финнов, рожденный девой Ильматар от ветра и воды, долго не появлялся на свет. Тридцать лет провел он во чреве матери, а когда родился, волны много лет носили его по морю, пока не приплыл он к незнакомому берегу.

Долго жил Вяйнямейнен на пустынном берегу, лишенном растительности. Он решил посадить разные деревья и призвал себе на помощь Сампсу Пел- лервойнена, сына поляны. Все деревья стали быстро расти, и только дуб не всходил. Когда же дуб вырос благодаря стараниям морских дев и морского великана Турсаса, крона огромного дерева закрыла небо, так что люди не видели солнце, месяц и звезды. Вяйнямейнен стал размышлять, кто же сумеет срубить исполинский дуб, который сделал жизнь людей неудобной. Он обратился с просьбой к своей матери, и та послала из моря богатыря в медной одежде. Ростом он был невелик — всего в палец высотой, и Вяйнямейнен сначала сомневался, под силу ли такому крохе свалить огромный дуб. Но маленький богатырь превратился в великана и срубил дуб. На земле разрослись рощи, в которых запели птицы. Много появилось трав, цветов и ягод, но не было еще ячменя. Вяйнямейнен нашел на берегу моря несколько ячменных зерен и принялся расчищать поле для посева. Он срубил все деревья на выбранном участке, оставил только одну березу для птиц. Прилетел орел и сел на березу. В благодарность за заботу Вяйнямейнена о птицах орел высек огонь и помог герою выжечь растительность на подготовленном для пашни участке. Вяйнямейнен посеял ячмень и стал молиться верховному богу Укко, чтобы тот послал хороший урожай.

Вяйнямейнен счастливо жил в Калевале, распевая песни, полные мудрости. Слава о нем докатилась до страны Похъела. Лапландец Еукахайнен позавидовал мудрости Вяйнямейнена и решил вызвать его на песенное состязание. Однако Вяйнямейнен победил, и рассерженный Еукахайнен вызвал его на поединок на мечах. Но Вяйнямейнен не захотел биться с ним, а загнал его магической песней в болото и согласился выпустить только после того, как Еукахайнен пообещал победителю свою сестру Айно в жены. Когда он возвратился домой и рассказал, что с ним случилось, мать обрадовалась, что Вяйнямейнен станет ее зятем, а сестра Еукахайнена заплакала.

Айно пошла в лес, чтобы нарезать веток для веников, и встретила Вяйнямейнена. Он ласково заговорил с ней, но она в слезах убежала домой. Мать утешала ее и дарила ей богатые наряды, но Айно по-прежнему горевала, что ей придется выити замуж за старика Вяйнямейнена. Девушка пошла на берег моря, упала с камня в воду и утонула. Вяйнямейнен, узнав о гибели невесты, загоревал и отправился на лодке в море, чтобы вытащить девушку. Он поймал на удочку рыбу и собрался приготовить себе из нее еду, но рыба выскочила из лодки и рассказала, что она и есть его невеста. Вяйнямейнен попытался уговорить ее вернуться, но у него ничего не вышло. Он обратился к матери, и та посоветовала сыну посвататься к дочери колдуньи Лоухи, хозяйки Похъелы.

В пути Вяйнямейнена подстерегал Еукахайнен, который выстрелил в песнопевца из лука, но промахнулся и попал в лошадь. Вяйнямейнен упал в море, и порыв ветра отнес его далеко от берега, а Еукахайнен решил, что убил врага. Вяйнямейнена много дней носило по морю, наконец прилетел орел, который взял его к себе на спину и отнес на берег Похъелы.

Лоухи встретила Вяйнямейнена приветливо. Когда Вяйнямейнен начал скучать по дому, хозяйка Похъелы пообещала вернуть его домой и отдать ему в жены свою дочь, если он сумеет выковать для Похъелы волшебную мельницу Сампо. Однако Вяйнямейнен признался, что такое задание ему не по силам. Он обещал Лоухи прислать кузнеца Ильмаринена, который сумеет сделать Сампо. Хозяйка Похъелы дала Вяйнямейнену сани и лошадь, и он отправился домой. По дороге он встретил деву Похъелы и попросил ее выйти за него замуж. Та согласилась стать его женой только в том случае, если он сделает лодку из кусков ее веретена и спустит на воду, не касаясь ее. Во время работы над лодкой Вяйнямейнен поранил топором колено и никак не мог остановить кровотечение. Он отправился на поиски искусного лекаря и нашел старика, который, узнав от песнопевца, откуда взялось на свете железо, выбранил коварный металл и заклинаниями остановил кровь.

Своеобразием «Калевалы», красотой и богатством языка поэмы восхищался Д. Р. Р. Толкин, автор «Хоббита» и «Властелина Колец». Некоторые мотивы «Калевалы» писатель заимствовал для придуманного им свода эпических легенд Средиземья«Сильмариллиона».

Так, история Куллерво вдохновила Толкина на создание сказания о Турине Турамбаре, сыне ХуРина.

Вяйнямейнен возвратился домой и предложил кузнецу Ильмаринену поехать в Похъелу, выковать Сампо и получить в жены дочь хозяйки Похъелы, однако Ильмаринен отказался. Тогда Вяйнямейнен отправил его в путь силой своей волшебной песни. Хозяйка Похъелы приняла кузнеца хорошо, Ильмаринен изготовил волшебную мельницу, и хозяйка поместила ее на каменной горе. Однако дева Похъелы стала придумывать разные отговорки и отложила свадьбу. Ильмаринен возвратился домой и сообщил Вяйнямейнену, что выковал Сампо.

Герой Лемминкяйнен отправился на Саари свататься к знатной девушке. Сначала женщины и девушки смеялись над ним, но он соблазнил их всех по очереди, кроме одной, Кюлликки. Он уговаривал ее выйти за него замуж, но она отказалась. Тогда Лемминкяйнен похитил Кюлликки. Она огорчилась, что ей достался муж, который всегда готов лезть в драку. Лемминкяйнен пообещал не ходить на войну, если Кюлликки не станет ходить на празднества в деревню. Она тоже дала обещание. Мать Лемминкяйнена восхищалась женой сына. Но однажды она пошла в деревню, и сестра Лемминкяйнена рассказала об этом брату. Рассерженный Лемминкяйнен, несмотря на уговоры матери, решил бросить жену и посвататься к деве Похъелы. Мать упрашивала сына не ездить в Похъелу, где живут могущественные чародеи, но Лемминкяйнен ответил, что лишь тогда из него потечет кровь, когда она потечет из щетки. Прибыв в Похъелу, он волшебными песнями далеко разбросал всех мужчин, кроме одного старого злого пастуха.

Лемминкяйнен попросил хозяйку Похъелы отдать ему в жены свою дочь, но та потребовала добыть лося, принадлежащего злому духу Хийси. Лемминкяйнен долго гонялся за волшебным лосем, но с помощью духов леса ему удалось изловить животное. Лоухи дала ему другое задание — поймать и внуздать огнедышащего коня Хийси. После этого Лемминкяйнен получил третье задание — подстрелить лебедя на реке Туони в подземном царстве мертвых. Но на берегу героя подстерег пастух, которого Лемминкяйнен не заколдовал, убил героя, а тело бросил в реку. Сын Туони разрубил тело Лемминкяйнена на куски.

Мать Лемминкяйнена догадалась, что с сыном случилось несчастье, так как из брошенной им щетки потекла кровь. Мать героя приехала в Похъелу и спросила у хозяйки, что она сделала с ее сыном. Та рассказала, какие задания давала ему. Но она ничего не знала о том, почему Лемминкяйнен пропал. Мать долго искала пропавшего сына, пока солнце не рассказало ей, что с ним сталось. По просьбе матери Лемминкяйнена Ильмаринен выковал грабли с длинной ручкой, с помощью которых женщина собрала разбросанные в реке Туони части тела сына. Мать сложила эти части и заклинаниями и волшебными снадобьями оживила сына. Лемминкяйнен рассказал ей, как его убил пастух, и вместе с ней возвратился домой.

Вяйнямейнен задумал построить лодку и послал Сампсу Пеллервойнена выбрать подходящее дерево. Тот принес дуб, и песнопевец заклинаниями создал лодку. Однако Вяйнямейнену не хватило трех волшебных слов. В надежде найти их он спустился в подземное царство Туони, где его пытаются задержать, но герой освободился с помощью магии. Вернувшись на землю, он предостерег людей от попыток самовольно спускаться в царство Туони, а также увещевал не творить злых дел, за которые там придется расплачиваться.

Желая найти необходимые для завершения работы над лодкой заклинания, Вяйнямейнен отправился к великану Антеро Випунену. Тот крепко спал, и тело его вросло в землю. Разбуженный Вяй - нямейненом, Випунен проглотил песнопевца, но тот начинает ковать железо, находясь в желудке великана. Випунен потребовал, чтобы Вяйнямейнен вышел наружу, но тот отказался это сделать, пока великан не передаст ему все свои знания. Випунен открыл герою тысячу мощных заклинаний, и Вяйнямейнен вышел наружу, возвратился домой, закончил лодку и отправился в Похъелу свататься к дочери Лоухи. Когда песнопевец плыл по реке в новой лодке, его заметила Анникки, сестра Ильмаринена, и стала спрашивать, куда он едет. Сначала Вяйнямейнен говорил неправду, но девушка легко разоблачила его ложь и пригрозила потопить лодку, если герой не скажет правду.

Тогда Вяйнямейнен признался, что едет свататься к деве Похъелы. Анникки поспешила предупредить брата. Ильмаринен также собрался в дорогу и поехал в Похъелу. Лоухи советовала дочери выбрать в мужья Вяйнямейнена, но та предпочла Иль - маринена. Однако хозяйка Похъелы сначала потребовала исполнить ее поручения: вспахать поле со змеями, поймать медведя и волка из подземного мира и щуку из вод Туони. Невеста помогла Ильмаринену справиться с этими заданиями, и мать согласилась выдать девушку замуж за кузнеца. Вяйнямейнен, опечаленный отказом, возвратился домой и посоветовал старикам не соперничать в сватовстве с молодыми людьми.

В Похъеле шли приготовления к свадебному пиру: закалывают большого быка, готовят кушанья и варят пиво. Лоухи послала служанку звать гостей на свадьбу дочери, но велела не приглашать Лемминкяйнена, потому что он драчлив и станет всех высмеивать.

Хозяйка Похъелы приветливо встретила жениха дочери и его спутников. Г ости весело пировали. Вяйнямейнен спел песню, в которой просил бога Укко наградить хозяев дома. Невесту стали собирать к отъезду и петь ей песни о беззаботной жизни в родном доме и тех испытаниях, которые ждут ее в доме мужа. Расстроенная невеста заплакала, но ее тут же утешили тем, что она выбрала хорошего мужа, который будет ей опорой и защитой. Жениха и невесту стали поучать, как им следует вести себя.

Наконец Ильмаринен посадил молодую жену в сани и через три дня приехал домой, где также стал пировать с гостями. Когда Вяйнямейнен поехал домой с пира, у него сломались сани, он починил их и возвратился к себе.

Лемминкяйнен, рассерженный тем, что его не пригласили на свадьбу, поехал в Похъелу. Прибыв туда, он стал вести себя высокомерно и дерзко. Хозяин Похъелы попытался одолеть его магией, но когда ему это не удалось, он вызвал его на поединок на мечах. Лемминкяйнен победил хозяина Похъелы и отрубил ему голову, а хозяйка Похъелы, желая отомстить за мужа, собрала войско. Лемминкяйнен возвратился домой и попросил мать указать ему место, где он может спрятаться от врагов. Мать предложила скрыться на острове, где раньше его отец жил во время войн. На острове Лемминкяйнен соблазнил много женщин и девушек, за что мужчины решили его убить. Лемминкяйнену пришлось бежать. Вернувшись домой, он нашел на месте дома пепелище и испугался, что его мать погибла. Но она жива; сын нашел ее в лесу, обещал выстроить новый дом и рассказал о веселой жизни на острове. Лемминкяйнен отправился на войну с войском Похъелы, но Лоухи заморозила воду вокруг его кораблей. Лемминкяйнен с другом по льду добрался до берега, долго скитался по лесу и возвратился домой.

Два брата, Унтамо и Калерво, поссорились и начали войну друг с другом. Унтамо перебил весь род Калерво, кроме одной беременной женщины, которую увел в рабство. У нее родился сын Куллерво. Куллерво с юных лет мечтал о мести Унтамо, а тот разными способами пытался его убить, но ему это не удавалось. Так как Куллерво плохо выполнял любую порученную ему работу, Унтамо продал его в рабство Ильмаринену. Жена кузнеца поручила ему пасти стадо и дала с собой хлеб, в который запечен камень. Когда Куллерво пытался разрезать хлеб, он сломал нож. Куллерво решил отомстить жене Ильмаринена: загнал стадо в болото, а в хлев привел волков и медведей, которые разорвали женщину на куски. Куллерво убежал от Ильмаринена и встретил старуху, которая рассказала ему, что его родители, брат и сестра живы и живут в Лапландии. Он нашел своих родных, и мать сказала сыну, что считала его погибшим, как и свою пропавшую дочь. Как и раньше, все, за что берется Куллерво, получается у него плохо, и отец послал его отвезти подати. На обратном пути Куллерво встретил свою пропавшую сестру и соблазнил ее. Когда оба узнали, кто они такие, девушка бросилась в реку, а Куллерво возвратился домой и рассказал все матери. Он хотел покончить с собой, но мать запретила ему это. Куллерво отправился на войну с Унтамо, убил всех людей его рода, но, вернувшись домой, никого не нашел, кроме собаки. Он пришел на то место, где соблазнил сестру, и бросился на свой меч.

Ильмаринен долго тосковал по жене, потом выковал женщину из золота и взял ее в жены. Но от соприкосновения с золотой женщиной половина его тела стала холодной. Ильмаринен предложил женщину Вяйнямейнену, но тот посоветовал выковать из нее что-нибудь другое или отправить ее к другим женихам.

Ильмаринен решил посвататься к младшей дочери Лоухи, но получил отказ. Тогда он похитил девушку, но по дороге она ругала его, а когда он засыпал, изменяла ему с другим. Проснувшись, рассерженный кузнец волшебной песней превратил ее в чайку. Вернувшись домой, Ильмаринен рассказал Вяйнямейнену, как беззаботно живется народу Похъелы, у которого есть волшебная мельница Сампо. Вяйнямейнен позвал Ильмаринена отправиться в Похъелу, чтобы похитить Сампо. По дороге они встретили Лемминкяйнена, который присоединился к ним. Герои приплыли к водопаду, где им попалась большая щука. Рыбу они съели, а из ее челюстей Вяйнямейнен изготовил музыкальный инструмент кантеле, на котором никто, кроме него, не сумел играть. Когда же он сам заиграл на кантеле, послушать его игру собирались все живые существа — животные, рыбы, птицы, духи и люди. Из глаз Вяйнемяйнена покатились слезы и упали в воду. Песнопевец попросил, чтобы кто-нибудь достал его слезы. Их принесла утка. Слезы Вяйнямейнена превратились в голубые жемчужины.

Герои прибыли в Похъелу и потребовали поделить Сампо, но Лоухи отказалась. Тогда Вяйнямейнен игрой на кантеле усыпил всех жителей Похъелы и вместе с товарищами похитил Сампо. Но через три дня хозяйка Похъелы проснулась и послала туман, на море началась буря, и Вяйне- мяйнен потерял кантеле. Лоухи нагнала похитителей Сампо, и между войсками Калевалы и Похъелы началась битва. Победа досталась Калевале, но Лоухи выхватила Сампо из лодки Вяйнямейнена. Оно упало в море, разбилось, но куски волны вынесли на берег. Лоухи досталась только крышка от Сампо, а Вяйнямейнен закопал осколки волшебной мельницы в землю, чтобы они могли превратиться в пищу и богатство народа. Затем он отправился на поиски потерянного кантеле, но не нашел его и сделал новое из березы. Хозяйка Похъелы наслала на жителей Калевалы болезни, но Вяйнямейнен излечил больных. Тогда Лоухи послала медведя, который напал на стада Калевалы. Вяйнямейнен убил зверя, и народ стал веселиться. Вяйнямейнен заиграл на кантеле, и солнце с луной спустились на землю, чтобы послушать его. Их захватила хозяйка Похъелы, которая потушила и все огни в очагах Калевалы. Бог Укко высек новый огонь, который падал в озеро. Его проглотила рыба, и Вяйнямейнен с Ильмариненом стали пытаться поймать ее сетью из мочала, но это им не удалось. Тогда они сделали сеть из льна, в которую поймали рыбу. Но огонь, найденный в ее желудке, обжег лицо и руки Ильмаринена, а на земле начался пожар. Наконец Вяйнямейнен поймал огонь и принес его в печи. Ильмаринен молитвами и заклинаниями исцелился от ожогов.

Он выковал новые луну и солнце, но они не стали светить. Вяйнямейнен узнал, что луна и солнце спрятаны в скале, находящейся в Похъеле. Он одержал победу над жителями Похъелы, но не смог разбить скалу. Тогда он возвратился к себе, чтобы изготовить оружие, способное пробить скалу. Испуганная Лоухи выпустила солнце и луну. Вяйнямейнен приветствовала светила и пожелала, чтобы они сияли на радость людям.

У девушки Марьятты не было ни мужа, ни возлюбленного, но внезапно у нее родился сын. Мальчик исчез, но потом его нашли в болоте. Чтобы окрестить ребенка, пришел старец Вироканнас. Но он потребовал, чтобы сначала решили, следует ли оставлять в живых ребенка, у которого нет отца. Вяйнямейнен сказал, что мальчика надо убить, но младенец обвинил его в несправедливости. Вироканнас окрестил его, как будущего короля Карелии.

Рассерженный Вяйнямейнен предсказал, что еще понадобится своему народу, и уплыл на своей лодке туда, где небо сходится с землей. Народу он оставил кантеле и свои песни.

Биографии

Комментарии закрыты.