Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова - лучшее сочинение

Народным духом пронизана поэма Лермонтова «Песня про... купца Калашникова». Не случайно сам автор назвал ее песней: поэма действительно и по строению, и по языку похожа на произведение фольклора. В ней есть запев, концовка, перебивки между частями, которые как будто взяты из настоящей народной песни. ЛермонтовНастоящий мастер своего дела. Он использует постоянные эпитеты, которые чаще всего следуют за существительным (пол дубовый, шапка бархатная, сабля вострая), гиперболу (царь пробивает палкой пол «на полчетверти»), поэтические сравнения, тонкие особенности народных описаний природы и обращений, старинные слова (кручиниться, запотчевать, нонече).

Но не только этим привлекает поэма. В ней рассказывается о трагической судьбе купца Калашникова. Калашников должен отомстить Кирибееичу за оскорбление, отстоять свою честь и честь жены. Сам опричник Кирибеевич предстает перед нами нечестным, хвастливым, самолюбивым. Калашников вызывает Кирибеевича на бой, чтобы при всем народе доказать свою правоту. Можно сказать, что честность победила в этом поединке нечестность. Мы чувствуем, что Калашников восстановил справедливость, и как нам хочется, чтобы царь его помиловал! Но царь верен закону своей страны. За умышленное убийство полагается казнь. Царь Иван Васильевич, известный в истории как Иван Грозный, описан в поэме таким, каким его сохранила народная память: справедливым, милостивым, но строгим к тем, кто не исполняет законов и царской воли.

Начинается поэма с запева. В запеве прославляются царь Иван Васильевич, его любимый оп

Герои «Песни».

Ричник и купец Калашников

Певцы рассказывают о том, как они поют свою

Песню:

Мы сложили ее на старинный лад, Мы певали ее под гуслярный звон И причитывали да присказывали.

Певцы славят и тех, кто слушает их песню, — православный народ и боярина с боярыней.

I

Царь Иван Васильевич пирует, напротив него за столом сидят бояре и князья, по бокам — его опричники. Царь приказал налить всем опричникам вина, и опричники пили вино и славили царя.

Лишь один из опричников сидел склонив голову и не пил вина. Царь нахмурился, посмотрел на опричника строгим взглядом, но опричник его взгляда не заметил и головы не поднял.

Тогда Иван Васильевич ударил своей палкой

О пол и пробил пол «на полчетверти», но и на это опричник не обратил внимания. Тогда царь обратился к опричнику с грозными словами, спросил, почему он не хочет веселиться вместе с остальными («Али ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь?»).

Опричник, которого звали Кирибеевич, ответил царю, что его мучит «дума черная». При этом Кирибеевич выразил свою преданность царю, сказав, что царь может казнить его за непочтительность.

Тогда Иван Васильевич стал выспрашивать у Кирибеевича, что могло его так тревожить. Царь предположил много разных причин: кафтан износился, шапка измялась, конь захромал и т. п. Последним предположением царя было то, что на кулачном бою Кирибеевича победил какой-нибудь «сын купеческий».

Кирибеевич сказал в ответ, что нет среди бояр и купцов того, кто мог бы победить его в бою.

Кирибеевич хвалится перед царем своей силой и удалью. Ярко описывает он детали своей богатой одежды: кушачок <пояс> шелковый, Шапка бархатная, «черным соболем отороченная». Он как будто любуется самим собой. Здесь автор снова использует постоянные фольклорные эпитеты.

Кирибеевич рассказал царю о том, почему он так невесел. Многих девушек видел Кирибеевич, но только одна запала ему в душу.

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебедушка;

Смотрит сладко — как голубушка;

Молвит слово — соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе божием...

Зовут эту красавицу Алена Дмитриевна. Как видит ее Кирибеевич, сразу слабеет, становится ему скучно и грустно. Кирибеевичу надоело одному жить на этом свете. Он попросил царя, чтобы тот отправил его в приволжские степи, где Кирибеевич может сложить голову в битве с басурманами.

Но царь дал Кирибеевичу кольцо с драгоценным камнем и жемчужное ожерелье, чтобы тот подарил их Алене Дмитриевне. Если Кирибеевич ей полюбится, то пусть они поженятся.

Но самого главного не сказал Кирибеевич своему царю: Алена Дмитриевна уже была замужем за молодым купцом.

II

Молодой купец Степан Парамонович, по прозванию Калашников, торговал в своей лавке. У него был неудачный день — заходило мало покупателей.

Солнце садилось, Калашников закрыл свою лавку и пошел домой, за Москву-реку. Пришел он домой, а жены его нет, стол еще не накрыт. Удивился Калашников и позвал свою старую работницу Еремеевну. Еремеевна рассказала ему, что Алена Дмитриевна ушла вечером в церковь и до сих пор не вернулась, дети же не спят, а плачут не переставая.

Калашников забеспокоился, стал смотреть в окно, ждать жену. Вдруг в дом забежала Алена Дмитриевна. Она была бледной, с непокрытыми волосами. Глаза ее были «мутные, как безумные», она говорила что-то непонятное.

Калашников заподозрил, что жена гуляла с «боярскими сынками». Он пригрозил ей, что запрет ее дома, если она будет порочить его.

Алена Дмитриевна расплакалась и упала в ноги своему мужу. Она сказала, что его слова «будто острый нож», от них разрывается ее сердце.

Алена Дмитриевна призналась во всем, что с ней случилось. Она шла из церкви, когда ее догнал какой-то человек. Она очень испугалась и закрыла лицо фатой, а этот человек схватил ее за руки. Он сказал, что зовут его Кирибеевич, что он опричник царя. Кирибеевич начал обнимать и целовать Алену Дмитриевну, предлагал ей драгоценности и дорогие наряды в обмен на ее любовь. Соседки все это видели и смеялись, показывая на них пальцем.

Алена Дмитриевна вырвалась из рук Кирибее-вича и убежала. В руках опричника остались ее фата и платок. Кирибеевич опозорил Алену Дмитриевну, теперь все будут считать, что она изменяет своему мужу.

Алена Дмитриевна просила у своего мужа защиты, помощи. Она заливалась слезами.

Калашников послал за своими меньшими братьями. Пришли к нему два брата, спросили, зачем он позвал их среди ночи. Калашников рассказал им

О Кирибеевиче, о своем позоре.

Купец сказал братьям, что на следующий день вызовет Кирибеевича на кулачный бой. Калашников попросил братьев, чтобы они продолжили бой, если сам Калашников погибнет. Братья согласились.

III

Над Москвой поднимается утренняя заря. На Москву-реку сходятся удалые бойцы, чтобы поучаствовать в кулачном бою. Сам царь Иван Васильевич приехал с дружиной, боярами и опричниками. Огородили место для боя. Иван Васильевич призывает биться.

Вышел удалой Кирибеевич, поклонился царю в пояс, сбросил с себя шубу, стал ждать противника. Три раза вызывали противника Кирибеевичу — никто не решался выйти. Кирибеевич расхаживает и смеется над плохими бойцами.

Вдруг из толпы вышел Калашников. Поклонился он сначала царю, потом Кремлю и церквам, потом всему народу. Встал он напротив Кирибеевича и пристально посмотрел на него.

Кирибеевич спросил, кто он такой («Чтобы было чем и похвастаться»). Калашников назвал свое имя и сказал, что он пришел биться не для развлечения народа: «Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

Услышал это Кирибеевич, побледнел, по коже у него мороз пробежал. Начался кулачный бой. Первым нанес удар Кирибеевич. Попал он Калашникову прямо в грудь, в то место, где висел крестик. Крестик вдавился в грудь, из раны полилась кровь. Купец покачнулся, но устоял на ногах. Калашников собрался с силами, изловчился и ударил Кирибеевича в левый висок.

Подробно описывает Лермонтов смертельный бой между противниками. Внимание автора останавливается на крестике Калашникова. Этот крестик как будто подсказывает нам, что Бог на стороне купца, значит, Калашников прав.

Кирибеевич застонал, покачнулся и упал замертво, «будто сосенка... подрубленная». Царь увидел это, разгневался и велел схватить Калашникова и привести к себе. Царь спросил у него, хотел ли он убить Кирибеевича или это вышло у него случайно.

Калашников честно признался царю, что убил Кирибеевича по собственной воле, но почему он это сделал, говорить не стал. Калашников сказал, что готов пойти на казнь за убийство, и попросил царя помочь его жене, детям и двум братьям.

Царь обещал, что даст его жене и детям денег из царской казны, а братьям разрешит свободно торговать по всей стране. Еще он сказал, что перед казнью прозвонит колокол в церкви, чтобы все узнали о казни Калашникова.

Зазвонил колокол, люди стали сходиться на площадь. По лобному месту весело расхаживал палач. Калашников попрощался со своими братьями. Он сказал, чтобы они рассказали обо всем жене, но детям не рассказывали, и чтобы они помолились за него в церкви. -

Так казнили купца Калашникова. Похоронили его за Москвой-рекой, на перекрестке трех дорог. Над его могилой проходят разные люди.

Пройдет стар человек — перекрестится,

Пройдет молодец — приосанится,

Пройдет девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

Кончается поэма песенным финалом, в котором снова поют славу слушателям.

Биографии

Комментарии закрыты.