МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО краткие биографические сведения - лучшее сочинение

Главные герои сатирических произведений Зощенко на первый взгляд могут показаться излишне простыми и примитивными. Но вместе с тем они удивительно правдивы и реальны. Зощенко подмечает недостатки общества и отражает их в своем творчестве.

Многие рассказы и повести Зощенко будут актуальны всегда, потому что, несмотря на быстро изменяющуюся действительность, особенности жизни и мышления людей остаются прежними.

Голубая книга

«Голубая книга»Это цикл исторических рассказов и новелл, которые показывают страсти и пороки исторических персонажей и современных писателю мещан. ЗощенкоВеликолепный художник, он изображает самые будничные явления таким образом, что они приобретают огромное значение.

Сатира писателя настолько естественна и остра, что каждое произведение цикла становится ярким примером обличения тех или иных пороков общества. Удивителен язык рассказов. Он нарочито простой, писатель многократно использует повторения.

Стиль рассказов неповторим, его исключительная безыскусность не может не вызвать интереса читателей. В произведениях противопоставляется возвышенное и бытовое, низменное. Писатель говорит об исторических парадоксах, описывает реальные события, произошедшие в прошлом, и противопоставляет им бытовые ситуации настоящего. Почему книга названа голубой? Зощенко говорит,

Что голуоои цветЭто цвет надежды, скромности молодости, всего возвышенного и прекрасного. Ведь небо голубого цвета.

Цикл прозаических произведений под названием «Голубая книга» М. Зощенко начинает с обращения к М. Горькому. Именно Горький посоветовал ему написать «смешную и сатирическую книгу — историю человеческой жизни». Зощенко признается, что сначала недоверчиво отнесся к теме. Ему показалось, что Горький предложил написать юмористическую книжку. Но, работая над книгой рассказов и намереваясь их соединить в одно целое, Зощенко понял слова Горького. Именно поэтому «Голубую книгу» писатель посвятил Горькому.

В книге пять разделов: «Деньги», «Любовь», «Коварство», «Неудачи», «Удивительные события». В каждом разделе есть несколько рассказов на заявленную тему.

Деньги

Зощенко пишет, что деньги — это весьма могущественный предмет, на который можно купить с легкостью все, что нужно. Он приводит некоторые исторические примеры, которые показывают, что в прошлом деньги властвовали над жизнью людей.

И из-за денег свершались разные преступления. «Скажем прямо: в смысле добычи денег — это ужас, что делалось на протяжении всей истории. В свое время знаменитый писатель Карамзин так сказал: “Если бы захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют”».

Зощенко говорит, что даже не нужно говорить

О профессиональных ворах и грабителях, ведь само собой разумеется, что они воруют.

Писатель хочет обратить внимание, что воровство бывает присуще и почтенным и уважаемым людям. Например, он говорит о Меншикове. «Этот пройдоха за одно только царствование Петра I четыре раза был под судом за кражи, взятки и лихоимство». Петр всегда спасал Меншикова от казни. Но тому все же приходилось платить серьезные штрафы. Однажды Меншиков заплатил около трехсот рублей, огромные деньги по тем временам. Таких исторических примеров Зощенко приводит множество. От них он напрямую переходит к времени настоящему, то есть говорит о своих современниках.

В рассказе «Сколько человеку нужно» он пишет: «Конечно, плата, она как-то ограничивает человека в его фантазиях. Она борется с излишествами, с проявлением разных темных сторон характеров. Она, в этом смысле, имеет свои светлые стороны. Она лакирует жизнь».

Писатель предлагает подумать, что будет, если с завтрашнего дня трамвай будет бесплатным. Значит, «для многих граждан просто закроется доступ к этому дешевому передвижению».

Кому-то и не обязательно ехать, достаточно два шага шагнуть, что и для здоровья полезно. Но человек все равно «захочет проявить свою угнетенную амбицию». И едет в гуще человеческих тел, невзирая, что его могут задавить. «И он ведь, заметьте, до конца рейса доедет, хоть это ему и не

Надо. А если трамвай круговой, так он, я так думаю, весь круг обернет, а то и два загнет, прежде чем добровольно слезет на своей остановке. Вот какие бывают люди». Если же трамвай будет бесплатным, люди будут ездить постоянно, даже спать там будут.

Значит, надо менять характер. Автор говорит, что однажды на площади увидел бесплатную карусель. Но многие не знали, что карусель бесплатная, и стеснялись кататься.

Но тех, кто знал, невозможно было удержать от катания.

Однажды автор увидел, что один парнишка сел на деревянную лошадку и катался три часа. Ему уже стало плохо, тогда еле-еле его друзья сняли. Парнишку положили на землю, чтобы он пришел в себя. Но как только он оправился, снова сел на лошадку и катался, пока опять не стало плохо.

Из всего этого писатель делает вывод, что человек порой и сам не знает, сколько ему нужно. Это касается всего, в том числе и денег.

Автор говорит о том, что престарелые люди, «воспитанные на прежних денежных делах», «не понимают меру в смысле доставания денег» и поэтому «способны на всякое безобразие». Об этом он говорит в рассказе про няню. Писатель говорит, что старому человеку не всегда легко идти в ногу с новой жизнью.

Старухи не хотят менять свою психику, особенно если речь идет о деньгах. «Старый человек, он любит заработать, скопить, и вообще у него при виде денег руки дрожат и ноги подгибаются».

Однажды супруги Фарфоровы решили пригласить няню к своему ребенку. Они сами работали, поэтому не было возможности присматривать за ним. Няня оказалась не «очень такая старая и не

Очень такая молодая. Одним словом, пожилая и довольно-таки ни вид страхолюдная». Но сердце у нее было доброе, и к ребенку она хорошо относилась.

Супруги Фарфоровы брали ее по рекомендации. Так что она полностью их устраивала. Но оказалось, что утром, когда родители уходили на работу, няня брала младенца и шла с ним гулять по улицам и гуляла до самой ночи.

Однажды шел по улице член правления Цаплин. И увидел он, что стоит на улице старуха, держит на руках младенца и просит подаяние. Прохожие дают ей монетку или две. Семен Михайлович Цаплин обратил внимание на старуху. И она показалась ему знакомой.

Оказалась, что это няня с ребенком Фарфоровых. «Тем более обознаться трудно — морда у нее такая, что очень глубоко в душу западает». Цаплин старухе ничего не сказал.

Но вечером он говорит Фарфорову: «Я, говорит, чересчур удивляюсь, уважаемый товарищ, но, говорит, или вы своей домработнице денег не платите, или, говорит, я не пойму подобной ситуации. I! А если, говорит, вы ее нарочно засылаете под ребенка просить, то вы, говорит, есть определенно чуждая прослойка в нашем пролетарском доме». Фарфоров ответил, что не понимает, о чем идет речь. Член правления все подробно разъяснил.

Супруги Фарфоровы стали выяснять у няни, что же, собственно, произошло. Она ответила, что вольна делать, что хочет. И ребенок от этого совершенно не страдает. Фарфоровы выгнали няню.

А старуха ответила: «Ах, подумаешь, до чего испугали! Нянь нынче не очень много — меня, может, с руками оторвут. А я под вашего щенка едва трешку зарабатывала, а уж упреков не оберешься.

Я от вас сама уйду, поскольку вы какие-то бесчувственные подлецы, а не хозяева». Няня ушла. И, вполне возможно, она где-то нянчит младенца и зарабатывает деньги.

Любовь

В начале этого раздела Зощенко рассуждает

О возвышенном и прекрасном чувстве, то есть

О любви, приводит цитаты различных известных людей и стихи на данную тему.

Также он рассказывает различные исторические факты, которые показывают, как в прошлом искали себе пару. «Вот, например, очень странно читать, как мужчины — разные красавцы, бароны, отважные рыцари, кавалеры, купцы, помещики и цари — женились, не видя своих невест. Причем это было довольно частое явление. И вот это нам, современным читателям, до некоторой степени удивительно». Раньше узнавали только финансы и имущественное положение невесты. И видели ее только в последний момент.

Конечно же, случались разные неприятности. Например, однажды шестидесятилетний старик Филипп II Испанский решил женить своего сына и наследника, знаменитого Дона Карлоса на французской принцессе Изабелле. Но сам он девушку не видел. А когда увидел, то влюбился в нее сам и женился на ней. Из-за этого произошла драма между сыном и отцом.

Вопиющий случай произошел в Персии. «Персидский царь Камбиз (сын знаменитого Кира) сделал предложение дочери египетского фараона Амазиса II (529 год до нашей эры). Это предложение Камбиз сделал, не видя невесты.

В это время разъезды и переезды были весьма сложным делом. И на поездку в Египет надо было затратить несколько месяцев». По слухам было известно, что дочь фараона была очень красива. Именно поэтому персидский царь решил на ней жениться. Но фараон очень любил свою единственную дочь и не захотел с ней расставаться.

Однако и обидеть персидского царя побоялся. Тогда он выбрал самую красивую девушку из рабынь и послал ее в Персию как свою дочь. Камбиз женился на девушке, очень полюбил ее. Но случилось так, что обман раскрылся.

Тогда Камбиз безжалостно умертвил жену. И, возмущенный, пошел войной на Египет. Зощенко приводит множество исторических примеров, каждый из которых по-своему интересен. От исторических любовных историй писатель переходит к своим современникам. Например, в рассказе о старом дураке он вспоминает знаменитую картину «Неравный брак».

На этой картине изображены жених и невеста. «Жених — такой вообще престарелый господинчик, лет этак, может быть, семидесяти трех с хвостиком.

Такой вообще дряхлый, обшарпанный субъект нарисован, на которого зрителю глядеть мало интереса. А рядом с ним — невеста. Такая, представьте себе, молоденькая девочка в белом подвенечном платье. Такой, буквально, птенчик, лет, может быть, девятнадцати». Писатель говорит, что только до революции такой старый человек мог жениться на такой юной девушке.

Впрочем, и после революции бывает, что молодая девушка выходит за пожилого. «Но зато этот пожилой у нас обыкновенно какой-нибудь там крупнейший физиолог, или он ботаник, или он чего-нибудь такое изобрел всем на удивление, или, наконец, он ответственный бухгалтер и у него хорошая материальная база на двоих».

Писатель рассказывает о том, что недавно один старик из обыкновенных служащих женился на молоденькой. Девушке лет двадцать, а старику уже около шестидесяти. «Такой вообще облезлый тип. Морда какая-то у него потрепанная житейскими бурями. Глаза какие-то посредственные, красноватые.

В общем, ничего из себя не представляющая личность, из таких, какие в каждом трамвае по десять штук едут. И к тому же он плохо может видеть. Он, дурак, дальтонизмом страдает. Он не все цвета может различать. Он зеленое принимает за синее, а синее ему, дураку, мерещится белым. В довершение всего он был женат. И вдобавок ко все

Му жил со своей старухой в крошечной и неважной комнатенке».

Но, несмотря на такие дефекты, он женился на молодой красавице. Сам он был уверен, что наступила новая эра. И поэтому даже старики кажутся молодыми и симпатичными. Но окружающие советовали ему подумать, что молодой красавице от старика нужно. Но он сказал, что кроме «своей наружности и душевных качеств» не имеет ничего ценного.

Зарплата у него была маленькая, из вещей только пара брюк и пара рваных носовых платков. Старик сказал, что единственная ценность — комната, где он жил со старой супругой. Комнату он собирался разделить. И жить в половине с молодой женой.

И вот старик разделил комнату, получил крошечную комнатку площадью девять метров и стал там жить с молодой красавицей. Но получилось так. Молодая жена взяла комнатку и поменяла ее на большую, в которой было четырнадцать метров. Какое-то время она там жила. Потом опять Поменяла комнату — на ту, в которой было двадцать метров.

Но как только она туда переехала, сразу же поссорилась со с Фарым мужем. И дала объявление в газету, что меняет комнату, в которой двадцать метров, на две маленькие. И получилось, что через два месяца после свадьбы старик очутился в крошечной комнате за городом. А его молодая жена поселилась в маленькой, но славной комнатке в центре города. И вскоре она вышла замуж за молодого человека.

Коварство

В начале раздела писатель говорит о человеческом коварстве. Он приводит исторические примеры. Например, говорит о прославленном императоре Нероне. Он особенное коварство проявил к своей матери, захотел убрать ее с дороги.

«В общем, римский историк Светоний рассказывает, как Нерон велел сделать в ее комнате потолок, который мог бы обрушиться на старуху». Но случилось так, что старуха об этом узнала и покинула дворец.

Нерон на этом не успокоился. Он приказал заманить ее на корабль. «Причем корма этого корабля была устроена таким образом, что она могла внезапно отделяться и все, находящиеся на ней, падали в воду. Старуха села на корабль и оказалась в воде, но спаслась.

Правда, вскоре Нерон узнал, где она находится, подослал наемного убийцу. И старуху убили. От исторических примеров Зощенко переходит к современности.

В рассказе «Интересная кража в кооперативе» он пишет: «Воровство у нас есть. Но его как-то значительно меньше. Кое-кто успел перековаться и больше не ворует. А некоторых не удовлетворяет, как бы сказать, выбор ассортимента. Некоторые же, не видя собственников и миллионеров, перестроились и крадут теперь у государства. Но, конечно, естественно, крадут не так, как они это раньше производили. Нынче только дурак крадет, не понимая современности».

Большинство современность понимают. Поэтому осваивают новые методы. Например, недавно произошла кража, за которой видна «философская

МЫСЛЬ».

Было много товаров, причем хороших, в частности утки, семга, свиные туши, сыр. Были также вещи. Кто-то обратил на это внимание, влез в магазин с заднего входа. Дворник спал у ворот, но ничего не заметил.

Когда воровство обнаружили, дворник очень перепугался, умолял его не подводить. Заведующий сказал ему, что ничего особенного дворнику не будет. Но тот все равно не хотел уходить домой. Он говорил, что спит очень чутко. И не мог не заметить, когда воровали.

Заведующий сказал, что нужно составлять акт. Бедный дворник чуть не плакал. При составлении акта дворник внимательно слушал обо всех цифрах. Вдруг счетовод крикнул: «У меня висело шелковое кашне на стене — теперь его нету. Прошу записать, я потребую возместить понесенные мне убытки ».

Дворник вдруг сказал: «Ах, он подлец! Я не брал у него кашне. И восемь кругов колбасы — это прямо издевательство! Взято два круга колбасы». В магазине наступила тишина. Дворник сознался, что он воровал. Но он взял намного меньше, чем пытались указать в акте. И, как сравнительно честный человек, дворник не позволит приписывать ему лишнее. Дворник сказал, что взял только «полмешка сахару, дамские чулки одну дюжину и два круга колбасы». А потом оказалось, что пропало больше. Когда внимательно посмотрели, нашли некоторые вещи.

Оказалось, что украли только то, что взял дворник. Его увели в отделение. «Так что, как видите, тут сперли на копейку, а навернули на тысячу. И в этом видна, так сказать, игра коварной фантазии и кое-какая философская мысль. А без этого, говорят, сейчас никак нельзя. Без этого только дурак ворует. И вскоре попадается».

Неудачи

В начале раздела автор на основе исторических примеров рассуждает о том, какие страшные и трагические неудачи могут происходить с людьми. Жизнь полна неприятностей и опасностей, они подстерегают буквально на каждом шагу. Очень трудно от них уберечься, даже известным людям это не удавалось.

Писатель говорит о бешеной жестокости, которая была обычным делом. Например, красавицу Лопухину и ее подругу (1743 г.) «били кнутом на площади в Петербурге и потом, по приказанию императрицы Елизаветы, “урезали” языки. И когда Лопухина не давалась палачу, тот схватил ее за горло, потряс и, вытащив рукой язык, отрезал его щипцами.

Эта Лопухина уже старухой вернулась из ссылки. И всех при дворе удивляла своим мычанием». От трагических историй автор переходит к современности. В рассказе об имениннице писатель говорит, что однажды поехал в деревню Борки. От станции до деревни было километра три. Но пешком он не пошел, потому что было очень грязно.

Возле станции стояла крестьянская подвода. Писатель спросил у немолодого мужика, не подвезет ли он его. Мужик ответил, что подвезет, но не бесплатно. Автор сел в телегу, и они поехали. Дорога была очень плохая, много было грязи и воды. Отъехали они шагов на сто, позади раздался женский крик. За телегой шла женщина и ругалась.

Писатель спросил мужика, в чем дело. Мужик ответил, что, наверное, тоже хочет сесть. Но троих лошадь не увезет, потому что дорога плохая. «Баба, подобрав юбки чуть ли не до живота, нажимала все быстрее, однако по такой грязи догнать нас было трудновато».

Оказалось, что это жена мужика. Писатель очень удивился, спросил, зачем он ее взял с собой. Оказалось, что сегодня жена именинница. И нужно было сделать покупки. Автору стало очень неудобно, тем более что женщина очень ругалась. Он отдал рубль мужику, сказал, чтобы женщина села. А сам решил пройтись. Мужик спрятал рубль, но не стал ждать жену. Поехал дальше. Он сказал: «Да ничего ей, бабе-то. Она у меня, дьявол, двужильная». Тогда писатель снова сел в телегу, старался не смотреть на именинницу. Мужик ответил, что лошадь ему жалко. Иначе он обязательно посадил бы жену. Когда они приехали, жена стала выгружать покупки.

Автор подарил имениннице пять рублей и, расстроенный, пошел по делам. Потом он думал о нравах деревенской жизни, о неудачах, которые бывают в жизни людей. Такая жизнь сама по себе является неудачей.

Удивительные события

В этом разделе писатель снова обращается к истории, приводит различные примеры удивительных событий. Например, он говорит, что однажды этрусский царь Порсена обложил Рим войсками. Среди римлян нашелся патриот, который решил убить царя. Это был Кай Муций, гражданин из плебейского рода.

Ночью он пробрался в лагерь, но вместо царя убил его писца. Муция схватили, стали грозить пытками и казнью. Но он сказал, что ничего не боится. А для того чтобы продемонстрировать свою смелость, он протянул свою руку над жертвенным огнем и стал ее жечь. И держал он руку, пока она не обуглилась. При этом он не произнес ни звука. Царь отпустил его.

Таких примеров автор приводит множество. От них он переходит к современной жизни. В «Последнем рассказе» писатель говорит о таком необыкновенном случае. Был большой дом в пять этажей, но он весь был на керосиновом освещении. То есть там не было электричества. Жильцы стали хлопотать, чтобы им провели электричество. Одна женщина, Елисавета Игнатьевна Хлопушкина, хлопотала больше всех.

В доме провели свет. Все были довольны. Но сама Хлопушкина через три дня стала мрачной и угрюмой.

Ее спросили, в чем дело. Она ответила: «Видите, я недовольна освещением. Свет глаза режет и вызывает слепоту. А главное, говорит, он у меня в комнате осветил такое барахло, что я прямо смущаюсь к себе заходить. Муж мой, бывший штабс - капитан, скончался на войне десять лет назад, да еще до этого факта лет пятнадцать-двадцать я ремонта у себя не делала. И мне этого было не нужно, поскольку комнатка у меня полутемная и ничего такого не видать. А теперь взгляните, что там есть при полном свете».

Многие с ней согласились, сказали, что у них все точно так же. И тогда жильцы решили сделать ремонт.

Вскоре ремонт был произведен, и у всех изменилось настроение. Все стали более аккуратными, чистыми, вежливыми. Изменилась жизнь у многих. Даже Хлопушкина вышла замуж за техника Анатолия Скоробогатова.

«И просила всем кланяться и благодарить за изобретение электричества и вообще за электрификацию».

Так достижение цивилизации изменило жизнь людей.

Биографии

Комментарии закрыты.