ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ краткие биографические сведения - лучшее сочинение

I

Известный писатель И. С. Тургенев в своих произведениях много внимания уделял русской действительности, создавал правдивые портреты людей, принадлежащих к разным социальным группам. Творчество Тургенева отличают великолепные описания природы, что делает его рассказы, романы и повести завораживающе красивыми.

В социально-психологических произведениях Тургенев ставил вопросы о духовных и нравственных ценностях, а также заставлял читателей задуматься о противоречиях общественной жизни.

Записки охотника

«Записки охотника» представляют собой цикл очерков и рассказов. Первым рассказом цикла стал

«Хорь и Калиныч», созданный в 1847 г. Рассказ был высоко оценен Белинским, который обра тил внимание, что Тургенев ярко обрисовал типы русских крестьян.

Все произведения цикла «Запискиохотника» рассказывают о жизни русского крестьянства, заставляют задуматься о сущности крепостного права, о его влиянии на человеческие судьбы. Тургенев показывает правдивые образы про'стых людей, открыто говорит об их жизни.

Бежин луг

В этом рассказе автор рисует портреты крестьянских детей. Мы видим их цельный характер, собранность, трудолюбие. Осмысление таинственного, которое привлекает мальчиков, говорит об их богатом воображении, о желании заглянуть дальше повседневности. Мир потустороннего соприкасается в восприятии крестьянских детей с миром реальным. И это не мешает имНапротив, делает жизнь более интересной. Крестьянские дети с философским спокойствием относятся к тому, что вокруг их окружают неведомые, загадочные и подчас пугающие явления.

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря не пылает пожаром: она различается кротким румянцем.

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо

Просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра...»

Столь чудесные картины природы мы видим благодаря рассказу автора, который охотился в лесу. Вечером автор шел домой. Но случилось так, что он заблудился и вышел на Бежин луг, где стерегли табун крестьянские мальчишки. Автор остался с мальчиками возле костра. Завязался неторопливый разговор.

Личность мальчишек заинтересовала автора. Их было несколько: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Несмотря на свой юный возраст, они держатся как взрослые. Ничего удивительного в этом нет.

Дети из крестьянских семей рано взрослеют. Они с детства привыкли к работе, праздность им незнакома. Старшим мальчиком был четырнадцатилетний Федя. Он был строен, красив. Автор обращает внимание на его тонкие черты лица, светлые глаза и волосы.

Второй мальчик, Павлуша, совсем не так красив. У него приземистое, неуклюжее тело, большая голова, бледное, рябое лицо, широкие скулы. У Ильюши лицо неприметное, подслеповатое, оно выражает болезненную и тупую заботливость. Костя печален и задумчив. Самый младший мальчик — Ваня. Ему всего семь лет.

Дети говорили о нечистой силе. Каждый из них с раннего детства слышал множество интересных историй. И теперь, ночью, возле костра, мальчики с удовольствием пересказывали их.

Ильюша рассказал, что когда они с братом работали на фабрике, то слышали домового, который кашляет от сырости. По словам мальчика, видеть домового никому не удавалось, а услышать можно легко.

Страшные истории, рассказанные ночью, не могут не напугать впечатлительных слушателей. Но мальчики, по-видимому, привыкли к таким рассказам. И держатся спокойно и уверенно. Костя рассказал, как плотник Гаврила однажды видел русалку.

«Вот пошел он в лес по орехи да и заблудился; зашел — бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, — нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, — присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит — никого. Он опять задремал — опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется... А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц — все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, — а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный...»

Голос русалки был завораживающим, и Гаврила пошел к ней. Но вдруг он понял, что надо перекреститься. После этого русалка заплакала и сказала, что не нужно было креститься. Тогда бы до конца дней Гаврила жил весело и счастливо. А теперь он всегда будет печален. И на самом деле, как сказал мальчик, с тех пор Гаврила всегда угрюм и серьезен.

Вывод из такого рассказа мальчцки делают сами. Нечистая сила еще никого до добра не доводила. Никто не сомневается в том, что нечистая сила существует. И русалки, скорее всего, есть где-то рядом.

Ильюша рассказал, что недавно псарь Ермила отправился в город. Там он изрядно задержался, поэтому возвращался домой поздно ночью. Путь его пролегал мимо пруда, где когда-то утонул какой-то человек.

О том, кто тот несчастный, уже все забыли. Но могила его видна до сих пор. Едет себе Ермила, вдруг увидел маленького и хорошенького барашка. Он взял его с собой. Лошадь испугалась, стала таращиться, словно ехать отказывается. Барашек неотрывно смотрит в глаза мужику. Испугался Ермила, стал поглаживать барашка и приговаривать: «Бяша, бяша». Барашек в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша».

Не успел мальчик рассказать эту историю, как собаки вдруг залаяли и куда-то убежали. Атмосфера стала гнетущей. Мальчики испугались. Но потом понемногу они успокоились. И решили, что собаки могли почуять волка.

Разговор зашел о покойном старом барине, который ищет разрыв-траву, чтобы освободиться от давящей могилы.

Разговор о покойниках увлек всех присутствующих. Ильюша сказал, что если на родительскую субботу сесть на паперти, то увидишь тех, кто умрет в этом году.

Однажды баба Ульяна так и сделала. Она увидела мальчика, весной тот и умер. Баба Ульяна увидела и себя. Правда, она пока жива. Но сильно болеет, не поймешь, в чем душа держится.

Мимо пролетел белый голубь. Дети говорят, что так душа праведных людей летит на небо. Мальчики вспомнили, что недавно было солнечное затмение. И все испугались этого явления. Ведь мог прийти антихрист, которого в народе называют Тришка. Во время затмения произошел интересный случай. Вдруг все увидели человека с огромной головой, решили, что идет Тришка. А это шел мужик, который купил новый жбан и надел его на голову, чтобы нести было удобнее.

В позапрошлом году погиб лесник Аким, его утопили воры. С тех пор на месте его гибели слышны стоны, так жалуется его душа. Мальчики стали говорить, что в лесу можно услышать и лешего. А в воде есть водяной, который может утащить на дно. Поэтому на воде нужно быть очень осторожным.

Например, недавно в реке утонул мальчик Вася. И мать его словно знала об этом заранее, предчувствовала смерть сына. Она всегда неохотно пускала Васю купаться. Когда мальчик погиб, мать сошла с ума.

Пока шел разговор, за водой ходил Павлуша. Он пришел и сказал, что слышал голос покойного Васи. Мальчики сказали, что это звал его водяной. Примета явно плохая. Но Павел не испугался, он считает, что судьбы не минуешь. Ночь подходит к концу, наступает утро.

Автор немного задремал: «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке.

Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею...» Пора было идти домой.

Вокруг полились «сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы...»

Автор надолго запомнил ночь, проведенную у костра за интересными разговорами. Как жаль ему было, когда он узнал, что Павел погиб в том же году. Мальчик не утонул, а упал с лошади. Это был замечательный парень. И смерть его была тяжелым событием для всех.

Бирюк

Главный герой рассказа обладает физической силой и сильным характером. Он честно выполняет свой долгОхраняет лес от воров. Лесник, возможно, и жалеет несчастных, которых крайняя нужда толкает на преступление. Но он ничего не может с этим сделать, поэтому суров и безжалостен.

Однако автор, наблюдая за поведением лесника, понимает, что он все-таки добр и великодушен, ведь Бирюк отпустил вора.

Автор ехал с охоты. Вдруг в дороге его застала гроза. Автор решил переждать непогоду. Внезапно на дороге он увидел фигуру высокого и крепкого человека. Оказалось, что это местный лесник.

Лесника звали Фома, а прозвище у него было Бирюк. Лесник жил уединенно, считался человеком мрачным и одиноким. Все окрестные мужики его очень боялись.

Автор слышал, что лесник очень суров и никого не щадит. Изба Бирюка была маленькая, бедная. В доме автор увидел девочку с печальным личиком. Ей было лет двенадцать. Она качала в люльке маленького ребенка.

Рассказчик удивился, что не видит в доме хозяйки, жены лесника. Оказалось, что жена сбежала с проезжим мещанином и бросила детей.

Рассказчику стало очень жаль как самого лесника, так и детей. И дом его после этих слов стал производить еще более удручающее впечатление. Кругом бедность, убогость, запустение, запах едкого дыма.

Вид старшей дочери лесника также был жалок. Она не поднимала глаз, укачивала плачущего ребенка.

Гроза уже закончилась. Бирюк предложил проводить рассказчика. Тут как раз лесник услышал, что недалеко кто-то рубит дерево. Рассказчик удивлялся, как хорошо Бирюк ориентируется в лесу.

Стук топора доносился откуда-то издалека. Лесник шел на этот звук. Вот наконец Бирюк дошел до места, откуда доносился звук. И поймал вора. Это был несчастный мокрый мужик с длинной растрепанной бородой. Он производил жалкое впечатление.

Такое же удручающее впечатление производила его дрянная лошаденка. Рассказчик попросил Бирюка отпустить мужика, пообещал заплатить за дерево. Но Бирюк повел вора к своей избе. Мужик просил лесника отпустить его, говорил: «Отпусти, отпусти, ей-богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей-богу. Ей-богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится».

Бирюк не отпускал мужика. И тот вдруг возмутился, стал называть лесника «душегубцем окаянным», говорил, что тот пьет христианскую кровь. Лесник распахнул дверь и закричал: «Убирайся

Рассказчик сказал леснику: «Ну, Бирюк, удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый».

Бирюк с досадой попросил барина никому про

Это не рассказывать. И пошел провожать рассказчика. Автор простился с лесником на опушке леса.

Хорь и Калиныч

В этом рассказе автор рисует противоположные типы русских крестьян. Мы видим ра читель - Ного хозяина, сумевшего обустроить собственную жизнь в соответствии с собственными представлениями о благополучии, и романтика-идеалиста. Каждый человек заслуживает внимания и интереса к своей персоне.

Это несомненно. И у Тургенева явно видно уважение и внимание к простым русским людям, к их жизни и быту.

Рассказчик начинает свое повествование со сравнения жителей Орловской и Калужской губерний. Разница очень большая.

«Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на верету кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой... Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью...» Калужская губерния намного больше подходит и для охоты, условия здесь самые подходящие.

Однажды автор познакомился с калужским помещиком, фамилия его была Полутыкин. Это был очень гостеприимный человек, хотя ему были свойственны некоторые странности. Автор был приглашен помещиком переночевать. Но по дороге они заехали к одному из мужиков, которого называли Хорь.

Мужик жил в лесу. Изба производила хорошее впечатление, здесь было чисто и уютно. Хоря дома не было, в избе были только дети. Помещик и рассказчик уехали, так и не дождавшись хозяина. По дороге Полутыкин рассказал, почему Хорь живет на выселках, в лесу.

Оказывается, очень давно у, него сгорел дом. И тогда он пришел с просьбой к отцу Полутыкина разрешить ему жить на выселках, на болоте. Мужик пообещал платить хороший оброк. Помещик согласился, оброк был назначен в сумме 50 рублей. С тех пор прошло уже много лет, Хорь уже платит не 50 рублей, а 100.

Полутыкин-младший давно удивляется, почему Хорь не откупится совсем. Но тот говорит, что у него якобы нет денег. Помещик в этом сильно сомневается.

На следующий день Полутыкин вместе со своим гостем пошел на охоту. Полутыкин взял с собой мужика по имени Калиныч. Это очень добрый человек, он внимателен к своему помещику, заботится о нем, как о маленьком ребенке. Калиныч с уважением относится к гостю, прислуживает ему, но при этом в поведении мужика нет раболепства. На своей пасеке Калиныч угощает Полутыкина и рассказчика свежим медом. Рассказчик узнает от Полутыкина, что тот всегда берет Калиныча и на охоту, и по другим делам.

Поэтому мужику не удается держать хозяйство в полном порядке.

На следующий день помещику приходится уехать по делам. Рассказчик идет на охоту один, заходит к Хорю, застает его дома. Это невысокий крепкий лысый старик. Рассказчик побеседовал с ним о том о сем. И понял, что Хорь, что называется, «себе на уме».

Рассказчик интересуется, отчего Хорь не откупится, ведь на свободе заведомо лучше. Но тот отвечает, что ему спокойнее платить оброк.

Рассказчик остается на ночь на сеновале у Хоря, знакомится с его домочадцами.

Это здоровые, крепкие, рослые люди. Семья большая, потому что выросшие и создавшие свои семьи дети живут с отцом. Хорь отвечает, что никого не принуждает с ним жить, дети сами пришли к такому решению.

Один из сыновей Хоря не женат, отец пытается уговорить его найти себе жену. Но сын, Федя, говорит, что в женитьбе не видит ничего хорошего. Хорь считает, что жена должна быть работницей и слугой своего мужа.

К Хорю заглянул в гости Калиныч. Он принес немного ягод земляники. Рассказчик отправился на охоту. Он думал о Хоре и Калиныче.

Эти люди были абсолютно противоположные по характеру. Хорь отличался практическим умом,

Был трезвомыслящим, рациональным человеком. Калиныч был идеалистом, романтиком, отличался мечтательностью и восторженным отношением к жизни. Калиныч жил намного беднее, одевался плохо и питался кое-как.

У него была когда-то жена. Он ее боялся, хороших отношений с ней не было. Детей у Калиныча не было вовсе.

У Хоря была большая семья, внутри которой сложились крепкие и надежные отношения. Хорь жил хорошо, накопил денег, нашел общий язык с барином. Калиныч относился к барину с благоговением.

Хорь, безусловно, уважал помещика, но особой заботы по отношению к нему не выказывал. Калиныч обладал некоторыми умениями, которых не было у Хоря. Он мог заговаривать испуг, кровь, бешенство, умел обращаться с пчелами, выгонял червей и т. д.

Калиныч был близок к природе, отношения с людьми давались ему тяжело. Хорь, наоборот, был человеком социальным, хорошо адаптировался в обществе. Калиныч был более наивным, а Хорь относится к жизни с иронией.

Хорь расспрашивал рассказчика о других странах, об обычаях, государственной власти. Калиныча это все не интересовало, ему больше нравились рассказы о картинах природы, горах, водопадах.

Хорь не лучшим образом относился к женщинам, презирал их, иногда даже тешился и издевался над ними.

Хорь говорил Калинычу, что тот не умеет жить, не может вытребовать с барина даже себе хороших сапог. Калиныч не обращал на это внимания. Он любил петь, обладал хорошим голосом. Калиныч хорошо управлялся с пчелами, на пасеке была чистота и порядок. Хотя он особенно не стремилея к этому. Рассказчик эту чистоту не мог не отметить.

Несколько дней рассказчик провел в доме Хоря. Потом ему было жаль покидать старика. Но пора было уезжать, Полутыкин прислал за ним. На следующий день рассказчик покинул и гостеприимный кров Полутыкина.

Певцы

Внутренний мир героев удивительно богат. Об этом свидетельствует их талантУмение петь, а также умение слушать. Глубокий эмоциональный отзыв вызывает у них душевное пение. Автор с восторгом описывает голос деревенских певцов, их манеру исполнения на родных песен.

Однако сразу же, как контраст с возвышенным пением, описано дальнейшее пьянство, разнузданность и безволие. Об этом автор говорит с горечью и печалью.

Рассказчик описывает село Колотовка. Это маленькое и бедное село, там практически нет деревь - ев. Дома убогие, общий вид населенного пункта очень печальный и неприглядный.

Однако жители окрестных деревень охотно ездят в Колотовку. И причина тому — кабак. Это избушка, крытая соломой. Торгует в кабаке Николай I Иванович. Он уже немолод, очень толст.

Николай Иванович знает, как привлечь и удержать посетителей. Он здравомыслящий человек, хорошо разбирается в помещичьем быте и знает I крестьянский быт. Разбирается он и в лесе, и в лошадях, и в торговле. Знает толк в песнях и плясках. Николай Иванович много видел на своем веку, осведомлен, что происходит вокруг на сто верст. Но, будучи осторожным человеком, предпочитает молчать. У него есть жена. Это бойкая женщина, которая помогает ему.

У них было много детей, первые умерли. Но те, которые остались, умны и здоровы. И вот в жаркий июльский день рассказчик охотился в тех краях. Его замучила жажда, он решил пойти в кабак, чтобы выпить пива или квасу. В кабаке ждали человека по прозвищу Моргач. Оказывается, кто-то из посетителей поспорил, кто лучше споет, кто кого одолеет в пении.

Предполагалось, что должны соревноваться в пении лучшие певцы. Когда рассказчик пришел в кабак, здесь собралось много народа. Один из посетителей предложил, что нужно бросить жребий.

Выпало, что первым должен петь рядчик. Он спросил, какую песню ему спеть. Присутствующие ответили, что петь он может что хочет, а уж потом будут решать по совести, как он спел.

Рассказчик в ожидании самого состязания говорит о каждом из действующих лиц. Обалдуй, или Евграф Иванов — дворовый, который давно стал пускаться в загулы. Своим господам он уже не был нужен. Обалдуй не работал, не имел денег. И поэтому всегда кутил за счет своих многочисленных знакомых.

Моргач когда-то был кучером у старой барыни. Однажды он сбежал, украл при этом лошадей. Некоторое время странствовал, хлебнул лиха и вернулся к своей госпоже. Она простила его, он стал служить со всем старанием, благодаря чему попал в приказчики.

Когда барыня умерла, Моргач оказался свободным, стал торговать, разбогател. Рассказчик называет Моргача «тертым калачом», говорит, что

Это расчетливый человек с практическим складом ума.

Яшка-турок происходит от турчанки, которую когда-то взялй в плен. Это творческий человек, «по душе художник», работает черпальщиком на бумажной фабрике.

Рядчик — это городской мещанин.

Дикий Барин — человек молчаливый, угрюмый и очень сильный. Рассказчик говорит, что никто не знает, к какому сословию относится Дикий Барин. Он небогат, но имеет некоторые средства. Рассказчик обращает внимание на удивительную смесь «врожденной, природном свирепости и такого же врожденного благородства».

Рядчик начал исполнять плясовую песню. Он обладал лирическим тенором, присутствующие внимательно слушали его. И он сам старался изо всех сил. Обалдуй не мог сдержать своих эмоций, явно выразил одобрение.

Потом к Обалдую присоединился Моргач. Они стали подпевать. Когда рядчик спел, Обалдуй бросился ему на шею. Один из присутствующих в кабаке, мужик в разорванной свите, ударил кулаком по столу и с восторгом выказал свое одобрение пению. Обалдуй крикнул: «Ну, брат, потешил! Выиграл, брат, выиграл! Поздравляю — осьмуха твоя. Яшке до тебя далеко...». После этих слов было приказано петь Якову. Он пел «Не одна во поле дороженька пролегала».

Рассказчик говорит, что всем делалось одновременно сладко и жутко. Нечасто встречается подобный голос, как говорит рассказчик, «он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый».

В голосе ощущается сила и молодость, а также ясно заметна «увлекательно-беспечная, грустная скорбь». «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась.

Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся».

«Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».

Рассказчик чувствовал, что слезы закипали у него на сердце. Он оглянулся и увидел, что жена Николая Ивановича плакала. Сам он тоже был сам не свой. Плакали многие присутствующие. Яков прекратил петь, но слушатели долгое время не могли прийти в себя. Потом рядчик подошел к Якову и сказал, что именно он выиграл. Все сразу зашумели, стали говорить громко и радостно. Рассказчик говорит об удивительной атмосфере, которая воцарилась в кабаке после пения.

Это была та самая любовь, о которой можно сказать: «Возлюби ближнего!» Рассказчик ушел и уснул на сеновале. Проснулся вечером. Из кабака доносился шум. Он подошел и заглянул в окошко. Там все были пьяные. Картина вырисовывалась удручающая, еще недавно ощущались восторг, удивительная душевная доброта. А тёперь был пьяный разгул, развинченность, отсутствие какого-то благородного устремления. Рассказчик отвернулся и пошел прочь из Колотовки.

Где-то далеко послышался голос мальчика, который кричал: «Антропка! Антропка-а-а!» Через некоторое время донесся ответ: «Чего-о-о-о-о?» Мальчик сообщил Антропке, что его хочет высечь тятя.

Второй голос больше не откликался, а первый мальчик продолжал звать. Рассказчик под звуки этого голоса шел по лесу, который окружал деревеньку.

Биографии

Комментарии закрыты.