ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ краткие биографические сведения - лучшее сочинение

Ф. И. Тютчев — русский поэт, для творчества которого характерно трагическое восприятие противоречий бытия и философское осмысление общечеловеческих ценностей. Поэзии Тютчева присуща особая, космическая масштабность мышления. В стихах, посвященных природе, также звучат философские раздумья о человеке и смысле его жизни. Особенностью любовной лирики Тютчева является то, что любовь расценивается поэтом как противоборство любящих.

Листья

В стихотворении судьба листьев, которые недолго остаются на ветвях деревьев, а затем опадают, выступает символом человеческой судьбы.

Листья сравниваются с хвоей елей и сосен, которая, «хоть ввек не желтеет, но ввек не свежа». Ели и сосны остаются зелеными всю зиму, но их «тощая зелень, как иглы ежа», а листья, которые распускаются весной, — «легкое племя», блестящие и яркие, но остаются на деревьях «краткое время».

Но поэту их участь кажется завиднее, чем доля хвойных игл. Хоть век листьев и краток, но насыщен яркими впечатлениям:

Все красное лето Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но лето быстро заканчивается: цветы осыпаются, птицы улетают, а легкие летние ветры сменяются зимним холодом. А раз веселое время прошло — зачем же листьям оставаться на деревьях? Не лучше ли улететь вместе с ветрами:

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

«Неохотно и несмело...»

Показывая быструю смену ясного дня проливным дождем, который тоже быстро проходит, поэт стремится показа ть красоту и величие природы, целесообразность происходящих в ней явлений, обусловленных вселенскими законами бытия. Автор стихотворения достигает максимальной полноты и убедительности в изображении летней грозы благодаря последовательному описанию происходящего, что создает ощущение закономерности и взаимосвязанности всех явлений природы.

Поэт воссоздает картину летнего ливня: сначала солнце скрывается за облаками, затем слышатся отдаленные раскаты грома, налетает ветер, снова гремит гром, падают первые капли дождя, которые быстро сменяются ливнем:

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.

Темную громаду туч разрывает ослепительная вспышка синей молнии, окаймленной белоснежным пламенем.

Дождь усиливается, смывая с полей всю пыль, и то и дело повторяются раскаты грома. Но вот снова из-за туч показывается солнце, и дождь постепенно стихает.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула Вся смятенная земля.

«С поляны коршун поднялся...»

В стихотворении «С поляны коршун поднялся...» поэт противопоставляет свободу, которой обладает хищная птица, и судьбу человека, который, несмотря на многочисленные способности и дарования, накрепко привязан к земле.

Коршун легко взлетает с земли и летит ввысь. Птица поднимается все выше и выше, и вот уже ее не видно, так высоко поднялась она на сильных крыльях:

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он И вот ушел за небосклон.

Не такова доля человека. У него нет крыльев, которые позволили бы ему хоть на миг оторваться от земли, без которой его жизнь невозможна.

Однако крылья в стихотворении Тютчева — это не только возможность взлететь в буквальном смысле, это еще и символ свободы, не ограниченной условностями, налагаемыми на личность обществом:

А я здесь в поте и пыли,

Я, царь земли, прирос к земле!..

Биографии

Комментарии закрыты.