ФАЗИЛЬ АБДУЛОВИЧ ИСКАНДЕР краткие биографические сведения - лучшее сочинение

Фазиль Искандер в своих произведениях уделяет пристальное внимание детям.

По мере взросления им приходится сталкиваться с целом рядом трудностей. И далеко не всегда эти трудности удается преодолеть без потерь.

Писатель с искренней добротой относится к своим героям, испытывает к ним живейшую симпатию. И подчеркивает, как непросто бывает детям в сложном мире.

Тринадцатый подвиг Геракла

Главный герой на всю жизнь запомнил своего учителя математики. Преподаватель оказал огромное влияние на детский характер. Он умело использовал юмор, чтобы показать недостатки учеников. Мальчик легкомысленно относится к домашнему заданию, поэтому пускается на хитрость, чтобы избежать плохой оценки. Но ему не удается скрыть от учителя истинные мотивы своего поведения.

И учителю удается показать ученику необходимость отвечать за свои проступки, пусть они кажутся незначительными на первый взгляд.

Главный герой вспоминает, что практически все математики, с которыми он встречался и в школе, и после нее, были людьми слабохарактерными, неряшливыми и гениальными. Именно поэтому один математик запомнился главному герою на всю жизнь. Это был школьный учитель, и он не отличался ни слабостью характера, ни неряшливостью. Насчет гениальности главный герой затрудняется ответить, но считает, что, скорее всего, учитель был именно таким. Математика звали Харлампий Дио-генович. Ему удалось без особого труда установить в классе строжайшую дисциплину. Даже директор время от времени заглядывал в класс, чтобы проверить, на месте ли ученики, не убежали ли они на стадион.

У Харлампия Диогеновича было удивительное умение ставить ученика в неловкое положение. Например, если ученик слегка опаздывал, даже на полсекунды, то учитель поступал следующим образом: «он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход».

Смущенный ученик желал бы побыстрее проскользнуть на место. Но лицо Харлампия Диогеновича выражало «радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой минуты».

Он всем своим видом показывал, «что само появление такого ученика — редчайший праздник

Для нашего класса и лично для него, Харлампия Диогеновича, что его никто не ожидал, и раз уж он пришел, никто не посмеет его упрекнуть в этом маленьком опозданьице, тем более он, скромный

Учитель, который, конечно же, пройдет в класс после такого замечательного ученика и сам закроет за ним дверь в знак того, что дорогого гостя не скоро отпустят».

В довершение ко всему учитель говорил что-то оригинальное. Например, «принц Уэльский». Класс начинал хохотать. Все ученики понимали, что принц здесь никак не может оказаться.

Списывать на уроке математики было невозможно, потому что учитель сразу же замечал неладное. И велел ученикам пересесть на другое место. При этом он не забывал высказать какое-нибудь язвительное замечание.

Рассказчик говорит: «Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним.

И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеется.

Все смеются против одного. Если над тобой смеется один человек, ты можешь еще как-нибудь с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс. И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный».

Учитель мог выставить смешным любого ученика, привилегий он никому не давал.

Однажды с главным героем произошел такой случай. Он не решил задачу, заданную на дом. Речь там шла об артиллерийском снаряде, который летел с определенной скоростью.

Нужно было определить, какое расстояние пролетел бы снаряд, если бы была другая скорость и другое направление.

На следующий день мальчик пришел в школу на час раньше. Он спросил у одного из друзей, с кем играл в футбол, о решении задачи. Друг тоже не решил ее.

Главный герой успокоился и стал играть в футбол. Но перед началом занятий мальчик спросил у отличника Сахарова, решил ли он задачу.

Оказалось, что Сахаров задачу решил. Мальчик удивился, как это ему удалось. Ведь он надеялся, что ответ неправильный, поэтому решить задачу и было невозможно. Но отличник Сахаров сказал, что ответ правильный, правда, с задачей пришлось повозиться. Но все было сделано. Мальчик расстроился.

Начался урок. Главный герой испугался, что сейчас учитель заметит его волнение и вызовет к доске.

Рядом с главным героем сидел тихий и скромный мальчик Адольф Комаров. Он скрывал свое имя, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Главный герой заметил, что и Комаров решил задачу. И от этого настроение испортилось еще больше.

Харлампий Диогенович стал оглядывать класс, Чтобы выбрать, кому идти к доске. Но сначала он вызвал дежурного, чтобы стереть с доски, Дежурного не оказалось, поэтому математик заставил старосту стирать с доски. Главный герой мучительно ждал, кого же вызовут к доске. Но вдруг

Дверь отворилась и появились доктор с медсестра. Доктор спросил: «Это пятый “А”»? Учитель ответил, что это пятый «Б».

Видно было, что он недоволен, ведь какое-то мероприятие может помешать вести урок. Доктор извинилась и закрыла дверь. Главный герой знал, что будут делать уколы от тифа. Он не боялся, потому что болел хронической малярией и ему делали множество болезненных уколов.

Мальчик вызвался показать доктору, где находится пятый «А». Учитель разрешил. Главный герой догнал доктора и медсестру и сказал, что покажет, где пятый «А». Он спросил, когда уколы будут делать им. Докторша сказала, что на следующем уроке. Мальчик соврал, что на следующем уроке они отправятся в музей. Это была неправда.

В музей их собирались отвести уже достаточно давно, но всякий раз этому что-то мешало. Доктор сказала медсестре, что сначала можно пойти в пятый «Б». Мальчик очень обрадовался. Он побежал в класс, чтобы заранее оказаться на своем месте, и никто бы не догадался, что это он повлиял на решение доктора.

Когда он вошел в класс, у доски стоял Шурик Авдеенко и не мог решить задачу. Тут же пришли доктор и медсестра. Учитель явно был недоволен, но спорить не стал. Доктор и медсестра стали раскладывать на столе медицинские инструменты. Потом доктор подготовила шприц и спросила, кто самый смелый.

Смельчаков не оказалось. Тогда учитель предложил вызывать по списку. Сначала вызвали Авдеенко.

Главный герой видел, что его сосед по парте совсем побледнел. Между тем подходила уже его очередь. Мальчик пытался отвлечь Комарова, предлагал ему отвернуться и не смотреть на иглу. Но Алик говорил, что не может отвернуться.

Тогда главный герой стал говорить, что сначала будет не очень больно. А больно станет, только когда будут впускать лекарство.

Алик отвечал, что он худой и ему будет очень больно. Когда Комарова вызвали, он был едва живой. После укола он чуть было не упал в обморок. Главный герой крикнул, что побежит вызывать «Скорую помощь».

Учитель сердито посмотрел на него. А доктор дала Алику понюхать нашатырный спирт.

Когда укол сделали самому главному герою, он сказал, что даже не почувствовал. Хотя на самом деле и ему было больно. Наконец все уколы были сделаны, и учитель продолжил урок. Сначала он велел открыть окно, чтобы выветрился запах лекарства.

Потом он стал говорить: «Как известно из древнегреческой мифологии, Геракл совершил двенадцать подвигов. Один молодой человек захотел исправить греческую мифологию...»

Мальчик сразу же подумал, что исправлять греческую мифологию никому не разрешается. А учитель продолжил: «Он решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, и это ему отчасти удалось». Все ученики по голосу учителя «поняли, до чего это был фальшивый и никудышный подвиг, потому что, если бы Гераклу понадобилось совершить тринадцать подвигов, он бы сам их совершил, а раз он остановился на двенадцати, значит, так оно и надо было и нечего было лезть со своими поправками».

Учитель сказал, что Геракл совершал подвиги как храбрец, а молодой человек совершил подвиг из трусости. После этих слов мальчик почувствовал опасность. А Харлампий Диогенович сказал, что догадывается обо всем. И он вызвал главного героя к доске, велел ему рассказать решение задачи. I

Мальчик стал тянуть время, чтобы дождаться звонка. Но ему все-таки пришлось отвечать. Он начал повторять: «Артиллерийский снаряд...» Затем повторил эту фразу еще несколько раз.

Учитель доброжелательно спросил: «Вы что, проглотили артиллерийский снаряд?» Мальчик ответил: «Да». Харлампий Диогенович сказал: «Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминиро.

Весь класс стал смеяться. Главный герой подумал, «что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша к нам не зашла и ничего бы не случилось».

а

Он «смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями». Зазвенел звонок. Харлампий Диогенович поставил плохую отметку главному герою. С тех пор мальчик стал ответственнее относиться к домашним заданиям. И потом он подумал о том, что многие люди боятся выглядеть смешными. И именно поэтому оказываются в смешном положении.

«‘

Главный герой впоследствии пришел к выводу: «Мне кажется, что Древний Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны. Обзаведись они вовремя шутами (надо хотя бы от дурака слышать правду), может быть, им удалось бы продержаться еще некоторое время. А так они надеялись, что в случае чего гуси спасут Рим. Но нагрянули варвары и уничтожили Древний Рим вместе с его императорами и гусями».

Детство Чика

Сборник Ф. Искандера «Детство Чика» представляет собой цикл рассказов, повествующих о жизни обыкновенного мальчика. Некоторые рассказы — смешные, некоторые — грустные. Писатель достоверно изображает события, участником которых становится главный герой, показывает поведение мальчика в разных ситуациях. Читатель получает возможность увидеть становление характера и личности главного героя.

Чик и Пушкин

Главный герой пытается найти себя. Театральный кружок сначала привлекает его. Но потом оказывается, что актерские способности главному герою не присущи. Он согласен с этим. Но его тяготит, Что кто-то другой оказывается лучше, достойнее, чем он сам.

Мальчику непросто смириться с собственной неудачей, в то время как очевидной становятся преимущества другого.

Шел урок. Ученики сидели тихо, потому что Александра Ивановна читала вслух «Капитанскую дочку» Пушкина. Чик очень любил это произведение. Ему также нравилось, как читает Александра Ивановна, его любимая учительница.

Чик вспомнил, как в первом классе долгое время не мог понять, как нужно себя вести. Он был младше других учеников, наверное, поэтому поведение его отличалось так заметно от поведения других.

Учительница сердилась на него, потому что Чик на уроках разговаривал с одноклассниками. Однажды Александра Ивановна выгнала мальчика с урока. Все засмеялись. Смеялась и сама учительница. Но Чик понял, что она смеется над ним любя. Она совсем не хотела унизить мальчика, поэтому он и не был расстроен.

Вскоре Чик научился вести себя на уроках так, как нужно. И больше у учительницы не было повода выгонять его.

Но, увы, через некоторое время литературу стал вести директор школы. Его уроки не были интересными, как у Александры Ивановны. Они стали скучными, и Чику ничего не оставалось, как вспоминать свою любимую учительницу. А она сама при этом вела в других классах. Мальчик понял, что в жизни не все бывает так, как хочется, И это осознание всей правды жизни было шагом к взрослению.

Однажды, когда литературу вел не директор, а Александра Ивановна, в класс пришел артист местного театра. Его звали Евгений Дмитриевич Левкоев. Он собирался вести в школе драмкружок, и поэтому ему нужны были талантливые ученики. Евгений Дмитриевич выглядел не лучшим образом, несмотря на то, что был самым настоящим артистом. Чик, глядя на него, понял, что Евгений Дмитриевич любит выпить.

В голове у мальчика не укладывалось, что артисты могут выпивать. Но вид мужчины говорил сам за себя.

Евгений Дмитриевич спросил, кто из учеников умеет хорошо и с выражением читать стихи и басни. Учительница в первую очередь обращает внимание на Чика. Да и сам Чик стал думать, что лучше его вряд ли кто-то сможет прочитать.

На самом деле у Чика на удивление громкий голос. Он прочитал стихотворение о том, что в годы революции мать вместе с сыном вместе сражались и погибли.

Это стихотворение и раньше нравилось мальчику. А теперь он прочел его на редкость выразительно. Евгений Дмитриевич восхитился тем, как хорошо читает Чик.

Потом стали читать другие дети, но у них получалось далеко не так хорошо. И во время чтения других артист взглядом встречался с Чиком, смотрел на него, как смотрит «Посвященный на Посвященного». Чик был очень доволен.

На следующий день Чик и другие школьники встретились с Евгением Дмитриевичем в пионерской комнате. Евгений Дмитриевич сказал, что скоро будет городская олимпиада и нужно поставить пьесу по сказке Пушкина о попе и его работнике Балде. Роль Балды досталась Чику.

В параллельном классе с Чиком учился Жора Куркулия. У него был ужасный мингрельский акцент, он был родом из кавказской деревни, поэтому русский язык давался ему очень тяжело. Евгений Дмитриевич сразу сказал Жоре, что тот не годится для драмкружка. Но Жора попросил разрешения остаться просто так. Евгений Дмитриевич разрешил.

Вскоре роли были распределены, назначено время репетиций. Сначала Чику все нравилось, все устраивало его.

Но через некоторое время он понял, что роль ему очень сильно надоела. И во время репетиций мальчик уже понимал, что не может ощутить себя героем сказки, он с трудом входил в роль.

Однако на фоне других участников драмкружка Чик все еще выглядел достаточно выгодно.

Чик понимал эти взгляды и отвечал руководителю кружка тем же. Однако вскоре другие участники выучили свои роли, и стало особенно заметно, что Чик играет очень плохо. Однако он все еще думал, что его выручает громкий голос. Правда, Евгений Дмитриевич уже стал смотреть на Чика очень неодобрительно. И сам мальчик понял, что играет плохо.

Ведь он умел выразительно читать и обладал громким голосом. Немудрено, что Евгений Дмитриевич был им доволен, смотрел на него как на Посвящен-

Тем временем ситуация с Жорой заметно менялась. Сначала он просто присутствовал на репетиции, помогал двигать столы и стулья, а также выполнял другие бытовые поручения Евгения Дмитриевича.

Вскоре Жора стал необходим руководителю кружка. К тому же он привозил из дома вкусные груши, угощал всех участников кружка и руководителя. Жора как-то пообещал привезти виноградную водку, которую варят в его родном селе. Это понравилось Евгению Дмитриевичу, который любил выпить.

И потом неоднократно Евгений Дмитриевич расспрашивал у Жоры, как виноградную водку делают у него в селе. Мальчик охотно рассказывал. И Евгению Дмитриевичу эти разговоры явно нравились. Руководитель драмкружка стал испытывать по отношению к Жоре симпатию и предложил ему вместе с другим участником изображать лошадь. «Лошадь была сделана из твердого картона, выкрашенного в рыжий цвет.

Внутри лошади помещались два мальчика, один спереди, другой сзади. Первый просовывал свою голову в голову лошади и выглядывал оттуда через глазные дырочки.

Голова лошади была прикреплена на винтах к туловищу, так что лошадь довольно легко могла двигать головой, и получалось это естественно, потому что и шея и винты были скрыты под густой гривой».

Жора с радостью согласился изображать лошадь. Тем временем Чик понимал, что играет совершенно бездарно. Он уже перестал повторять текст.

Однажды во время репетиции он забыл слова, и ему подсказал Жора. Евгений Дмитриевич сказал, что Жоре мешает только акцент, в остальном он был бы прекрасным актером. Жора уже знал всю сказку наизусть, подсказывал другим участникам.

' Однажды Чик перепутал время репетиции и стал играть в футбол. За ним прибежал Жора, позвал Чика на репетицию. Чику было стыдно, к тому же он видел, как ответственно относится к репетициям сам Жора. Евгений Дмитриевич сказал, что теперь Жора будет играть главную роль — Балды, а сам Чик будет играть лошадь.

Эта новость до глубины души задела Чика. Конечно, он давно уже устал от своей роли. Но теперь, когда он потерял ее, все вдруг изменилось. Чик почувствовал себя оскорбленным. Однако возражать не стал, ему не хотелось, чтобы другие видели, насколько он уязвлен.

Во время репетиции выяснилось, что актерская игра Жоры намного лучше игры Чика. Конечно, дело портило произношение.

Но даже сам Евгений Дмитриевич уже не обращал на это особого внимания, настолько ему понравилась игра Жоры. А Чику не удавалось как следует даже изображать лошадиное ржание и галоп. И в результате руководитель драмкружка велел

Ему исполнять самую незначительную роль — изображать задние ноги лошади. Сам Чик уже смирился с этим. Но ситуация осложнялась тем, что тетя Чика знаЛа, что ее племянник будет играть главную роль. Об этом было известно знакомым тети, и они все собирались прийти на спектакль.

В зале сидела и Александра Ивановна, любимая учительница мальчика. Пришла и тетя с другими родственниками.

Чик надеялся, что вдруг произойдет что-то, и правды никто не узнает. Он был бы согласен, чтобы случился пожар. Но ничего не произошло, спектакль состоялся. Тетя не понимала, почему главную роль исполняет не ее племянник. Она явно расстроилась.

В конце спектакля Евгений Дмитриевич снял картонный круп лошади, чтобы зрители увидели исполнителей. Чик видел, как переживает тетя. И сам он очень сильно переживал. Ему было очень грустно и больно за свое поражение. Мальчику было так же стыдно за разочарование своей любимой тети и других знакомых и родственников. «Но стоит ли говорить о том, что Чик потом испытал дома? Не лучше ли мы крикнем отсюда: “Занавес, маэстро, занавес!”»

Биографии

Комментарии закрыты.