БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК краткие биографические сведения - лучшее сочинение

Б. Л. Пастернак — русский писатель, в поэзии которого человек и природа рассматриваются в единстве. Для творчества Пастернака характерны многочисленные ассоциации и метафоры, а также особое внимание к чувствам лирического героя. Характерные черты поэтического видения мира, присущие творчеству Пастернака, проявились уже в ранних его стихотворениях. Для поэта все вещи и явления тесно взаимосвязаны, поэтому любой предмет может заимствовать свойства другого.

МетафораХудожественный прием, Основанный на использовании переносного значения слова, При котором один предмет уподоб-

Ляется другому по принципу сходства или конТраста.

«Как бронзовой золой жаровень...»

Это стихотворение относится к ранним произведениям поэта. Однако в нем уже четко проступают особенности пастернаковското мировосприятия.

Обычная картина вечернего пейзажа рождает у поэта необычные ассоциации и метафоры. Летящие жуки сравниваются с золой, сброшенной с жаровни; цветы на деревьях — это целые миры:

Как бронзовой золой жаровень,

Жуками сыплет сонный сад.

Со мной, с моей свечою вровень Миры расцветшие висят.

Интересный оборот употребляет поэт, описывая наступление ночи. В стихотворении Пастернака не ночь приходит, а лирический герой вступает в нее, при этом как бы принимая особую, ранее неизвестную веру. То есть естественную смену времени суток поэт расценивает почти как священнодействие, как обряд новой религии. Небо и земля словно меняются местами, и межа — полоса, разделяющая границы двух участков, — проходит не по земле, а по небу. Тополь выступает как старая, выцветшая занавеска, .скрывшая эту межу от взора лирического героя:

И, как в неслыханную веру, Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый Завесил лунную межу...

Пруд в стихотворении Пастернака — это нечто таинственное, почти как откровение божества; цвет яблонь — это пенный прибой, набежавший на сушу, а сад — это основание великого, загадочного здания, которое состоит из земли, неба и деревьев. Они поддерживают небо, как сваи, как колонны:

Где пруд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной И держит небо над собой.

Последний образ чем-то напоминает мифическое Древо из легенд, которое связывает верхний, средний и нижний миры — мир богов, людей и подземное царство смерти. Но сад из стихотворения Пастернака неуловимо напоминает и волшебный сад Гесперид на краю мира, полный тайн и непостижимой красоты.

Но в древнегреческих мифах небесный свод держал на плечах титан Атлант; в стихотворении Пастернака сам сад, словно могучее божество, поддерживает небо.

Июль

Стихотворение включено в сборник «Когда разгуляется». В нем, как и в других произведениях поэта, присутствуют характерные для творчества Пастернака своеобразные ассоциативные приемы и метафорические сравнения. Читателю не сразу понятно, о чем идет речь.

Стихотворение начинается словами: «По дому бродит привиденье...». Слышатся чьи-то шаги, то и дело мелькают странные тени. Автор утверждает, что в доме поселился домовой, который мешает всем в повседневных делах. Беспокойный дух то крадется к кровати, закутавшись в халат, то озорничает, срывая со стола скатерть. Он не вытирает ног у порога, а тотчас бросается плясать с занавеской.

«Кто этот баловник-невежа И этот призрак и двойник?» — задает вопрос поэт и тут же отвечает на него, вводя читателя в еще большее заблуждение. Если сначала автор уверенно твердил, что в доме шалит домовой, то теперь оказывается,

что это «жилец приезжии, наш летнии дачник-отпускник». Но на этом мистификация не заканчивается: из следующей строфы читатель наконец узнает, кто этот таинственный призрак, этот веселый жилец:

Июль с грозой, июльский воздух Снял комнаты у нас внаем.

Оказывается, этот проказник — летний месяц, который пришел не только в леса, поля и горы, но и в человеческое жилье. Но в стихотворении Пастернака июль не абстрактное понятие, связанное со временем года, а одушевленное существо, похожее на веселого сказочного духа. Он приходит в одежде, усыпанной белым пухом одуванчиков, с приставшими колючками лопуха. Июль легко проникает в окна и громко заявляет о себе. Растрепанный бродяга, он приносит с собой аромат цветов и трав.

Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.

Поэт называет веселого жильца то июлем, то июльским воздухом, что еще более укрепляет представление о нем, как о бесплотном духе, который, однако, не становится менее живым и реальным оттого, что у него даже нет тела.

«Ты в ветре, веткой пробующем...»

Стихотворение вошло в сборник «Сестра мояЖизнь», написанный летом 1917 г. Хотя этот сборник создан в период значительных исторических потрясений, на первый взгляд кажется, что события русской революции не нашли в нем отражения. Однако именно такой подход характерен для творчества Пастернака: события мирового масштаба он воспринимал через события из жизни отдельных людей и картины природы.

Поэт обращается к ветке сирени, которую ветер использовал как дирижерскую палочку для хо-

ра птиц:

Ты в ветре, веткой пробующем, Не время ль птицам петь, Намокшая воробышком Сиреневая ветвь!

Капли воды — как тяжелые запонки, и сад забрызган множеством синих слез — цветов. Сад ожил внезапно, ночью, и, как живое существо, что - то забормотал на своем языке, благоухая ароматом пробуждающихся почек и весенних цветов. Сад стучал ночью в окно так, что ставень дрожал, и запахом весенней сырости пропиталась одежда. Но пробуждение сада — это не только зарисовка весеннего пейзажа, как становится ясно из последней строфы. Это и приход нового времени, дети которого с изумлением оглядываются на прошлое своего народа и страны:

Разбужен чудным перечнем Тех прозвищ и времен,

Обводит день теперешний Глазами анемон.

АссоциацияХудожественный прием, основанный на взаимосвязи между отдельными понятиями, вследствие чего один образ порождает другой.

Биографии

Комментарии закрыты.