Мцыри как романтический герой

            Романтическая поэма «Мцыри» (1839) является одной из вершин художественного наследия М. Ю. Лермонтова. В поэме использованы строки из более ранних произведений автора — поэм «Исповедь» и «Боярин Орша». В частности, в «Исповеди» герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова к созданию поэмы «Мцыри», повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом.

             Романтический метод в искусстве и в литературе состоит в стремлении автора противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, рожденные мечтой художника. В чем же состоял замысел Лермонтова, когда он задумывал поэму «Мцыри»? «Написать записки молодого монаха семнадцати лет. С детства он в монастыре... Страстная душа томится. — Идеалы». Лермонтову самому было семнадцать лет, когда у него родился этот замысел. Самое трудное для его воплощения заключалось в последнем слове «идеалы».

             Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой замысел в поэме «Мцыри». Родной дом, семья, родина, свобода, жизнь, борьба — все соединено здесь воедино. Гимн романтическому горению — вот что такое поэма «Мцыри».

             Эта поэма об идеальном герое, проникнутом страстной жаждой жизни. Перед нами действительно романтический герой. Его переживания гиперболизированы. Он настолько силен, что «рукою молнии ловил». В Мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность.

             Однако, в отличие от многих романтических героев, том числе и от Демона, Мцыри не индивидуалист, и не эгоист. Его гордое одиночество в плену — это средство самозащиты, выражение протеста. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по духу. Романтическая идея свободы сочетается в поэме Лермонтова с патриотической идеей, так же, как это можно видеть в творчестве поэтов-декабристов. Автор не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к родине и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он ощущает себя рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни, проведенные на воле, он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них.

             В «Мцыри» Лермонтов почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине), потому что все здесь подчинено одной идее — идее свободы, слившейся с идеей патриотизма, Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы.

             Мцыри не просто любит отчизну. Он готов сражаться за нее. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя,

но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего как о воинах: не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «...в краю отцов // Не из последих удальцов». Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь детские года: // Слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не увидит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполнило его сердце чувством родства с грозой.

             Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал: возвращение в монастырь — это та же смерть, а может быть, это и хуже смерти. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «...рай и вечность променял» за несколько минут жизни среди близких. Побежденный непреодолимыми обстоятельствами, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором бездеятельным современникам поэта.

             Поэма, романтическая по своей сути, рисует и необычный, романтический кавказский пейзаж. Но пейзаж этот служит, главным образом, средством раскрытия характера героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятны спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба за полетом ангелов.

             Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе-исповеди, воспринимается как подлинно романтический герой. Однако Лермонтов, писавший поэму «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит таие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев «Исповеди» и «Боярина Орши» остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть душу героя. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.

             Романтическая поэма и образ Мцыри свидетельствовали о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в цепи развития русской культуры. По словам В. Белинского, он внес в национальную литературу свой, «лермонтовский элемент».





Внимание, только СЕГОДНЯ!
Ссылка на основную публикацию
2018