Два облика России в поэме Гоголя «Мертвые души» - лучшее сочинение

Говорят, что "умом Россию не понять". Действительно, нет человека, который мог бы объяснить это реально существующее отличие России от других государств. Можно лишь создать красочную картину, в полной мере, со всеми тонкостями изображающую русскую жизнь, чтобы в будущем кто-то, опираясь на эти факты, смог установить причину этой самобытности. Такая картина должна охватывать всю русскую землю целиком, и под силу она лишь мастеру.

Н.В. Гоголь, работая над поэмой "Мертвые души", в которой он собирался осуществить эту идею, в 1835 г. писал о своем произведении Жуковскому: "Вся Русь явится в нем". Если считать, что Россия – помещики, крестьяне, чиновники, военные, то Гоголю удался этот замысел, ведь в поэме присутствуют персонажи, принадлежащие ко всем перечисленным классам. При таком объеме изображаемого Гоголь сумел также сделать "Мертвые души" (рассматривая I том и уцелевшую часть IIго) единым, целостным произведением. Однако он изображает Россию с нескольких позиций. Во-первых, он писал не водевиль, где автора развивает лишь какую-нибудь любовную интригу, а серьезное, проблемное произведение, и потому внимательный читатель видит здесь две России: "плохую" и "хорошую". Во-вторых, поэма является как бы синтезом общего портрета русских людей и мелких деталей, создающих его, без которых сам портрет не был бы так ярок.

Говоря о "хорошей" и "плохой" России, стоит отметить, что Гоголь взял на себя миссию пророка: выявить зло и указать путь, ведущий к его ликвидации. Он задумывал "Мертвые души" как трехчастное произведение, по принципу "Божественной комедии" Данте: ад – чистилище – рай. Герой должен был послужить средством для раскрытия этого самого "зла" (сам будучи частью его) в I томе, во II томе, вероятно, читатель увидел бы идеальный для Гоголя мир. Этому не суждено было случиться. Правда, хотя III том так и не был написан, а II сожжен самим автором (из чего можно уже судить, что он не удался), в I томе – действительно то, что и хотел показать Гоголь: "зло", или пороки, во всей "красе" и со всеми разновидностями – чиновничьи, помещичьи, крестьянские и стоящая особняком так называемая "чичиковщина".

Манилов стоит первым в "галерее помещиков", с которой начинается обличение пороков, но это не значит, что он лучший в этой "галерее", где все расположены по мере возрастания пошлости, как считают некоторые критики. В отличие от остальных, Манилов не имеет "задора" (по выражению Гоголя), то есть того острого угла, задев за который можно вызвать его на спор, "оживить". Он – что-то плоское, размытое, непонятное (потому что и понимать-то нечего), с некоторыми порывами походить на других (книга, вечно заложенная на пожелтевшей 14ой странице, вероятно, говорит о попытке казаться образованным человеком), и при всем этом совершенно не занимается своим хозяйством.

Следующая за ним в поэме Коробочка, напротив, вся в хлопотах- она настолько "срослась" с деревней, что стала похожа на курицу и переняла традиционную крестьянскую тупость (за что и получила от рассерженного Чичикова определение "дубинноголовая"). Она скупа и недоверчива, ей кажется, что все вокруг только и ждут, чтобы ее обмануть.

В отличие от Коробочки, Ноздрев, к которому Чичиков заезжает после, сам готов мошенничать всегда и везде, он лжет и играет без меры, как говорится, человек без царя в голове. Его желание "надуть" отличается от такого же желания Собакевича тем, что он делает это без видимой на то причины, просто из азарта, тогда как расчетливый Собакевич заботится о своей выгоде.

Замыкает "галерею" Плюшкин, являющий собой пример того, до какой "ничтожности, мелочности и гадости мог снизойти человек". Его болезненная скупость привела к тому, что среди своих "богатств" – грязного, рваного тряпья, барахла – он сам стал "прорехой на человечестве".

Всех помещиков (за исключением, наверное, Манилова, который счастлив при любых условиях, и Ноздрева, наплевательски относящегося ко всему) объединяет страсть к накопительству, также она роднит их с городскими чиновниками, ради денег готовыми практически на все: взятки, злоупотребление служебным положением, казнокрадство – все приемлемо и привычно для них. Та же цель и у Чичикова, только добивается он ее более изощренным способом- имея "нежное расположение к подлости", он выдумывает аферу с покупкой умерших крестьян.

Такая объемность "Мертвых душ", самих образов, совмещающих в себе черты, которые каждый может с легкостью обнаружить у себя, объясняется принципом гоголевского творчества: он стремился "собрать в одном все" и, вз

Сочинения по литературе

Комментарии закрыты.