Критика романа Льва Толстого «Анна Каренина» - лучшее сочинение

"Анна Каренина" — одна из самых дорогих, любимых книг читателей всего мира. Мы попытаемся проследить за судьбой романа c середины 70-х годов, когда роман начал печататься на страницах журнала "Русский вестник", и до наших дней, рассказать о том, чем притягивает он все новые и новые поколения читателей, как в разных исторических условиях менялись его восприятие и оценка. "Анна Каренина" принадлежит к тем редким созданиям мировой литературы, которые с наслаждением читают все — люди, стоящие на разных уровнях культуры и образования.

Роман как бы подтверждает мысль Толстого о том, что в подлинно великих творениях искусства "прелесть картины, звуков, образов заражает всякого человека, на какой бы он ни находился степени развития". "Анна Каренина" читается легко потому, что автор "вводит в действие сразу", с первых строк "схватывает и не отпускает" читателя, покоряя абсолютной художественной достоверностью, физической ощутимостью и драматизмом повествования, заставляя напряженно следить за тем, как разрешиться драма Облонских, как сложатся отношения между Анной и Вронским, Левиным и Кити.

Читать "Анну Каренину" — высокая художественная радость, потому что мы, как того и хотел Толстой, "сливаемся чувствами с героями", "начинаем жить жизнью описываемых лиц", волноваться и страдать вместе с ними. С особой силой захватывает читателей драматическая история любви и гибели Анны Карениной, раскрытая, по справедливому замечанию Ф. М. Достоевского, "страшною глубиною и силою, с небывалым доселе у нас реализмом художественного изображения". Роман читают все. В то же время мера понимания великой книги у разных читателей очень разная.

Читатель романа дышит воздухом эпохи, входит не только на балы и в светские салоны, но и в кабинеты министров, занятых "важными" государственными делами, встречает людей разных классов и слоев общества (в романе 50 персонажей — и каждый со своим лицом, своим неповторимым характером), слышит их споры по самым злободневным вопросам: о путях развития России, женской эмансипации, народном образовании.

Между тем, роман Толстого — это художественный итог многолетних размышлений писателя над жизнью своего буржуазно-дворянского общества. Он был создан в тот знаменательный период (с 1873 по 1877 г.), когда писатель уже приходил к выводу о бессмысленности и аморальности жизни "верхних десяти тысяч", уже стоял на пороге разрыва со своим классом. В ходе создания романа писатель все шире и беспощаднее рисовал панораму ложной "искусственной" жизни "богатых и ученых", столичных и поместных дворян, важных государственных сановников, занятых пустым "бумажным" делом, столичных военных, купцов, адвокатов, буржуазных ученых. Не случайно в процессе создания Толстой резко "снизил" образы важного государственного деятеля Каренина и флигель-адъютанта Вронского, показав бессмысленность их занятий, ложность моральных принципов.

С другой стороны, от варианта к варианту в романе ярче утверждался идеал "трудовой, чистой и общей прелестной жизни" народа. Не случайно в персонажах "Анны Карениной", в переживаниях Анны — жены, матери, страстно любящей женщины, в думах и в чувствах Левина у колыбели новорожденного сына и у ложа умирающего брата, в характерах других героев — люди разных стран мира узнают себя. И в этой радости узнавания — одна из главных привлекательных сторон чтения Толстого.

Герои "Анны Каренины" для каждого из нас — живые, знакомые люди. И в тоже время созданные Толстым характеры настолько сложные, многогранные и изменчивые, что их оценка вызывает постоянные споры, противоречивые суждения. Нередко привлеченные одними словами и поступками героев, читатели и критики не замечают других и упрощают толстовские образы. Вряд ли стоит доказывать, что до конца понять и объяснить сложный образ Анны и других героев романа можно, лишь вдумчиво анализируя все их поступки, мысли и чувства.

В "Анне Карениной" Толстой уже "с великой наглядностью разоблачал внутреннюю ложь всех тех учреждений, при помощи которых держится современное общество, церковь, суд, милитаризм, "законный" брак, буржуазная наука", и в то же время силой и свежестью, присущим гениальным художникам, ставил вопросы, которые всегда будут волновать человечество: о любви, ее месте в жизни, семье подлинной и мнимой, вине и нравственной ответственности, тонких и сложных отношениях между людьми, о значении крестьянского труда и трудовой морали, связи человека с народом и природой как необходимым условиям полноценной гармоничной

Сочинения по литературе

Комментарии закрыты.